Page 133 - 000199_000009_003613470
P. 133
В. Н. ТАТШЦЕВЪ. 121
вѣры, но но нричинамъ политическимъ: возмущеніемъ нѣко-
торыхъ плутовъ». Недопущеніе нѣкоторыхъ католическихт,
моиашескихъ орденовъ (іезуитовъ), которыхъ и въ католиче-
скихъ земляхъ — Франціи, Венеціи — «съ великою осторож-
ностію содержать», евреевъ и цыгапъ имѣетъ не религіозпое.
а политическое основаніе. О причинѣ бунтовъ авторъ повто-
ряете свое извѣстное уже намъ мнѣніе, что они происхо-
дятъ отъ «коварныхъ и злостныхъ плутовъ», возыущающихъ
невѣжественную толпу. Въ иримѣръ приводить самозванцевъ,
стрѣлецкій бунтъ, произведенный «плутами Милославскими» ,
пренія въ грановитой палатѣ. Въ концѣ отвѣта есть замѣ-
чательный памекъ па извѣстнаго кн. Гагарина, бывшаго си-
бирскаго губернатора, повѣшеннаго при Петрѣ, дѣло кото-
раго мало разъяснено до сихъ норъ: «Гагарина въ Сибири
лицемѣрствомъ прикрытое коварство и злопредпріятіе».
Отстранивъ возраженіе противъ пользы науки, бесѣда
переходитъ еъ вопросу о томъ, чему надо учиться. На просьбу
сказать подробнѣе, чему человѣку учиться должно, Тати-
щевъ указываете, что всѣ науки раздѣляются на душевныя —
богословіѳ и тѣлесныя — философія 1).
Другое раздѣленіе есть «моральное, которое различе-
ствуете въ качествѣ, яко 1) нужныя, 2) полезныя, 3) ще-
гольскія или увеселяющія, 4) любопытпыя или почетныя,
5) вредительныя» . Но при томъ нѣкоторыя «по стану или со-
стоянію человѣка могутъ быть нужны или полезны». Нуж-
ныя науки тѣ, съ помощью которыхъ мы сохраняемъ тѣло
и возвыіпаемъ душу. Человѣкъ отличается отъ животныхъ
языкомъ; и такъ прежде всего нужно рѣченіе; нужно знать,
какъ лучше устроить свою матеріальную обстановку— домо-
водство; какъ предохранять себя отъ недуговъ и излечиться
') У англичаЕЪ до спхъ поръ еще не совсѣыъ вышло іізъ употребленія
слово philosophy въ значеніи естественныхъ наукъ. Такъ, пзвѣстный жур-
налъ, посвященный есхественньшъ науЕамъ, наз. philosophical Transactions.
Физика долго считалась частью фплософіи.