Page 131 - 000199_000009_003613470
P. 131

В.  Н.  ТАТШЦЕВЪ.                 119

     удостоилъ;  но вышедъ   изъ подъ  палки   и  не разумѣя,  что
     изъ  противныхъ благонравію    поступковъ   собственный ему
     вредъ  и  бѣда  происходить,  весьма   инаго  и непотребнаго
     состоянія  явится.  Еаковыхъ  мы нрикладовъ  съ  не малою до-
     садою довольно  видимъ.  Если же бы   и  того  не было,  но не
     имѣя   другихъ  полезныхъ   наукъ,  за  недостаткомъ  или  по
     старшинству до  полковничества произошелъ,   то какой пользы
     отъ  него надѣяться  можно, или нужную команду, гдѣ    болѣе
     на разсужденіи,  нежели на инструкціи зависитъ, поручить ему
     безъ опасности возможно ли»? «Да еще болѣе вредъ отъ неуче-
     нія народа, что наши духовные или церковно-служители, кото-
     рыхъ по закону Божію   должность  въ томъ состоитъ, чтобы не-
     вѣдущихъ закону Божію     поучали, наставляли; — съ горестью
     видимъ,  что у насъ столько мало ученыхъ, что едва между ты-
     сячью одинъ сыщется, чтобъ законъ Божій   и гражданскій  самъ
     зналъ и подлому народу   оное внятнымъ поученіемъ внушить и
     растолковать могъ,  что убійство, грабленіе, ненависть, прелю-
     бодѣйство, пьянство, обжорство   и пр. не токмо по закону Бо-
     жію смертный грѣхъ,    но  и  по прирОдѣ  самому вредительны
     и губительны,  ибо безъ отмщенія    и наказанія  никое да  не
     преходитъ.  Законъ  же гражданскій,   по обличенію,  на тѣлѣ
     или смертію  казнитъ». Вмѣсто   всего  этого учатъ только об-
     рядности  и  оттого происходить,  «что  намъ иногда,  на бла-
     гоправіе  другихъ взирая,  стыдно  о себѣ  и  о  своихъ  гово-
     рить»?  «Такіе  неучи и невѣдущіе  закона Божія   оныхъ тяж-
     кихъ злодѣяній  и  въ грѣхъ  не ставятъ,  а  если  и признаетъ
     за грѣхъ,  то  онъ  въ  довольное умилостивленіе  Бога  постав-
     ляетъ,  когда  къ иконѣ   свѣчу  поставить,  икону серебромъ
     обложить,  не мясо,   но рыбу ѣстъ   и  на покаяніи  попу  за
     разрѣшеніе   гривну дасть».  «На  опаго Махіавелиста— гово-
     рить Татищевь    въ заключеніе  — кратче скажу:  если бы  ему
     по  его состоянію  всѣхъ служителей, лакеевь, кошоховь,   по-
     варовь  и дровосѣковъ  — всѣхъ определили дураковъ;   въ  дво-
     рецкіе, конюіпіе  и  вь деревни прикащиковь-безграмотныхь,
     то бы  онъ узналь   какой  порядокъ  и  польза  вь  его домѣ
   126   127   128   129   130   131   132   133   134   135   136