Page 136 - 000199_000009_003613470
P. 136

124                    в.  н.  татищевъ.
    мія,  химія  и  ботаника суть нужныя,  но  политикамъ и исто-

    рнкамъ ни  мало  не нужны».    Впрочемъ,   онъ сознаетъ,  что
    всякое знаніе приноситъ невидимую пользу тѣмъ,      «что  па-
    мять,  смыслъ  и сужденіе  исправляются».
       Начало развитія просвѣщенія      есть изобрѣтеніе  азбуки,
    и потому бесѣда   логически переходить    къ  этому вопросу.
    Первыми  письменами были іероглифы египетскіе;     «равно  же
    тому и въ Сибири на нѣкоторыхъ каменныхъ горахъ певѣдомою
    краскою  написанныя и высѣченныя начертанія людей, звѣрей,
    птицъ видимы»;   въ Еитаѣ употребляются      знаки,  которыми
    обозначаюсь «нѣкую    вещь  или рѣченіе». Буквы   первыя   си-
    р^скія,  о  мѣстѣ изобрѣтенія   которыхъ   историки спорятъ.
    Въ Европѣ первые алфавиты греческій      и латинскій;  у  сла-
    віінъ  два: іеронимовъ (его же русскіе Герасимъ именуютъ),
    пзобрѣтенный   въ  383 г.,  т.  е. глаголица, которую онъ, стало
    быть, прпписываетъ св. Іерониму,   и кприловскій.     Призна-

    вая  въ кириловскомъ алфавитѣ    нѣкоторыя   буквы  лишними,
    онъ полагаетъ,  «что  не достаетъ двухъ нужныхъ буквъ,    яко
    латинскаго 1і  и б, безъ которыхъ  мы  нетолько иноязычныхъ,
    но  и собственныхъ многихъ словъ правильно,     по изрѣченію,
    написать не  можемъ».    Кромѣ   этихъ алфавитовъ были еще
    другіе: этрускій, руническій,  готическій  и пермскій.  На  во-
    просъ: были-ліі  въ Россіи  письмена до Владиміра В., авторъ
    отвѣчаетъ, что, вѣроятно,   были руническія   или готическія;
    но теперь мы   ихъ  не знаемъ, хотя,  можетъ быть, что-нибудь
    и найдется въ книгохранилищахъ.
        Необходимость изучать чужіе    языки  сильно смущаетъ со-
    вѣсть людей   старорусскаго образоваиія,  и потому Татищевъ
    влагаетъ своему собесѣднику    въ уста. такое замѣчаніе:  «изъ
    письма святаго видимъ,    что Богъ  по столпотворенію раздѣ-
    лилъ  языки  и  далъ каждому роду   такъ полный   и совершен-
    ный языкъ,   что  они каждый   своим'],  все  могли изображать и
    разумѣть,  и  — если  такъ вѣрю  — то  ни. своего,  ни чужаго бо-
    лѣе,  какъ  отъ Бога опредѣлено,   учиться  не потребно».  На
    это  онъ отвѣчаетъ'  «если бы   мы  не больше   хотѣли знать,
   131   132   133   134   135   136   137   138   139   140   141