Page 136 - 000199_000009_003613470
P. 136
124 в. н. татищевъ.
мія, химія и ботаника суть нужныя, но политикамъ и исто-
рнкамъ ни мало не нужны». Впрочемъ, онъ сознаетъ, что
всякое знаніе приноситъ невидимую пользу тѣмъ, «что па-
мять, смыслъ и сужденіе исправляются».
Начало развитія просвѣщенія есть изобрѣтеніе азбуки,
и потому бесѣда логически переходить къ этому вопросу.
Первыми письменами были іероглифы египетскіе; «равно же
тому и въ Сибири на нѣкоторыхъ каменныхъ горахъ певѣдомою
краскою написанныя и высѣченныя начертанія людей, звѣрей,
птицъ видимы»; въ Еитаѣ употребляются знаки, которыми
обозначаюсь «нѣкую вещь или рѣченіе». Буквы первыя си-
р^скія, о мѣстѣ изобрѣтенія которыхъ историки спорятъ.
Въ Европѣ первые алфавиты греческій и латинскій; у сла-
віінъ два: іеронимовъ (его же русскіе Герасимъ именуютъ),
пзобрѣтенный въ 383 г., т. е. глаголица, которую онъ, стало
быть, прпписываетъ св. Іерониму, и кприловскій. Призна-
вая въ кириловскомъ алфавитѣ нѣкоторыя буквы лишними,
онъ полагаетъ, «что не достаетъ двухъ нужныхъ буквъ, яко
латинскаго 1і и б, безъ которыхъ мы нетолько иноязычныхъ,
но и собственныхъ многихъ словъ правильно, по изрѣченію,
написать не можемъ». Кромѣ этихъ алфавитовъ были еще
другіе: этрускій, руническій, готическій и пермскій. На во-
просъ: были-ліі въ Россіи письмена до Владиміра В., авторъ
отвѣчаетъ, что, вѣроятно, были руническія или готическія;
но теперь мы ихъ не знаемъ, хотя, можетъ быть, что-нибудь
и найдется въ книгохранилищахъ.
Необходимость изучать чужіе языки сильно смущаетъ со-
вѣсть людей старорусскаго образоваиія, и потому Татищевъ
влагаетъ своему собесѣднику въ уста. такое замѣчаніе: «изъ
письма святаго видимъ, что Богъ по столпотворенію раздѣ-
лилъ языки и далъ каждому роду такъ полный и совершен-
ный языкъ, что они каждый своим'], все могли изображать и
разумѣть, и — если такъ вѣрю — то ни. своего, ни чужаго бо-
лѣе, какъ отъ Бога опредѣлено, учиться не потребно». На
это онъ отвѣчаетъ' «если бы мы не больше хотѣли знать,