Page 141 - 000199_000009_003613470
P. 141
В. Н. ТАТИЩЕВЪ. 129
въ мѣстности. «Да сія польза— говорить онъ далѣе — еще не
такъ велика, какъ нужда въ наученіи пхъ закону христіан-
скому, о которомъ наши духовные не великое поиеченіе
имѣютъ, да хотя и крестятъ, какъ то Филофей архіеітископъ
сибирскій, по сказанію его, многія тысячи Вотяковъ кре-
стилъ, но когда посмотримъ, то видимъ, что онъ не болѣе
сдѣлалъ, какъ ихъ перекупалъ да бѣлыя рубашки надѣвалъ
и оное въ крещеніе причелъ» . Крещеніе это потому не удо-
влетворяетъ Татищева, что по незнанію языковъ духовенство
наше учило черезъ толмачей. Потому онъ совѣтуетъ устроить
такія школы, въ которыхъ русскіе учились-бы инородческимъ
языкамъ, инородцы— русскому. Примѣръ того, что надо дѣ-
лать, онъ видитъ у шведовъ, гдѣ «равно тѣ-жъ лапландцы,
что и у насъ, и гораздо дичѣе, нежели Мордва, Чуваши, Че-
ремисы, Вотяки, Тунгузы и пр., но неусыпнымъ духовныхъ
трудомъ многое число крещено и для нихъ книги на ихъ
языкъ напечатаны, а нашихъ, яко живущихъ деревнями,
если-бы токмо такъ ученые и прилежные духовные были,
весьма легче научить и на путь спасенія наставить; а пе-
вѣдующему языка ихъ, хотябы и лучшій ѳеологъ или ри-
торъ былъ, ничего нолезнаго учинить въ нихъ невозможно» .
Признавъ необходимость учиться, надо рѣшить вопросъ,
гдѣ учиться, и потому бесѣда возвращается къ поставленному
въ началѣ сомнѣнію, хорошо-ли посылать дѣтей за границу?
Въ настоящемъ случаѣ указывается и на причину почему
посылать не нужно: «мы учителей онымъ (т. е. языкамъ)
имѣемъ довольно». На это возраженіе Татищевъ отвѣчаетъ
любопытными замѣчаніями о тогдашнемъ домашнемъ воспи-
таніи; учителей выписываютъ многіе, но 1-е. этотъ способъ
доступенъ только богатымъ и то, если отецъ живъ и не
озабоченъ службою; 2-е, «многіе за недостаткомъ искусства
принимаютъ учителей къ наученію весьма неспособныхъ и
случается, что поваровъ, лакеевъ или весьма мало умѣющихъ
грамотѣ за учителей языка французкаго или нѣмецкаго, или
9