Page 141 - 000199_000009_003613470
P. 141

В.  Н. ТАТИЩЕВЪ.                   129

    въ мѣстности. «Да сія   польза— говорить   онъ далѣе  — еще не
    такъ велика,  какъ нужда въ наученіи    пхъ закону христіан-
    скому,  о  которомъ  наши   духовные   не великое   поиеченіе
    имѣютъ,  да  хотя  и крестятъ,  какъ то Филофей архіеітископъ
    сибирскій,  по  сказанію  его,  многія  тысячи Вотяковъ  кре-
    стилъ,  но когда посмотримъ,  то  видимъ,  что  онъ  не болѣе
    сдѣлалъ,  какъ  ихъ перекупалъ  да бѣлыя рубашки надѣвалъ
    и  оное  въ крещеніе  причелъ» . Крещеніе  это потому не удо-
    влетворяетъ Татищева, что   по незнанію  языковъ духовенство
    наше учило черезъ толмачей. Потому онъ совѣтуетъ устроить
    такія школы,  въ которыхъ русскіе учились-бы инородческимъ
    языкамъ,  инородцы— русскому. Примѣръ     того,  что надо дѣ-
    лать,  онъ видитъ у шведовъ, гдѣ   «равно  тѣ-жъ лапландцы,
    что  и у насъ, и гораздо дичѣе, нежели Мордва, Чуваши,    Че-
    ремисы, Вотяки, Тунгузы   и пр.,  но неусыпнымъ духовныхъ
    трудомъ многое число крещено     и  для  нихъ  книги  на  ихъ
    языкъ  напечатаны,   а  нашихъ,   яко  живущихъ   деревнями,
    если-бы  токмо  такъ  ученые  и  прилежные   духовные были,
    весьма легче научить  и  на путь спасенія   наставить;  а  пе-
    вѣдующему   языка  ихъ,  хотябы  и лучшій   ѳеологъ  или  ри-
    торъ былъ,  ничего нолезнаго учинить   въ  нихъ невозможно»  .
        Признавъ необходимость учиться,    надо рѣшить вопросъ,
    гдѣ учиться, и потому бесѣда возвращается къ поставленному
    въ началѣ сомнѣнію,   хорошо-ли  посылать дѣтей за границу?
    Въ  настоящемъ случаѣ    указывается и   на  причину почему
    посылать не  нужно:   «мы учителей   онымъ (т.   е.  языкамъ)
    имѣемъ довольно».   На  это возраженіе  Татищевъ   отвѣчаетъ
    любопытными замѣчаніями    о тогдашнемъ домашнемъ воспи-
    таніи; учителей выписываютъ многіе,   но  1-е.  этотъ способъ
    доступенъ  только  богатымъ  и  то,  если  отецъ  живъ  и  не
    озабоченъ службою; 2-е,   «многіе  за недостаткомъ искусства
    принимаютъ учителей    къ наученію   весьма неспособныхъ и
    случается,  что поваровъ,  лакеевъ или весьма мало умѣющихъ
    грамотѣ  за учителей языка французкаго   или нѣмецкаго, или
                                                           9
   136   137   138   139   140   141   142   143   144   145   146