Page 145 - 000199_000009_003613470
P. 145

в.  н.  татищевъ.                  133

    можно;   3) арифметики,  геометріи, фортицшкаціи,  и  т. п. ну-
    жныхъ   наукъ  токмо  начала  ноказываютъ,  равножъ  и  языки.
    Многихъ   учившихся   чрезъ  пять лѣтъ  и болѣе видѣть случи-
    лось,  что кромѣ тѣхъ,  кои  въ  долахъ  обучались,  мало  кто |
    научился,  зане  начальники  ихъ  наиболѣе  прилежать  ихъ ру-
    жьемъ обучать».   Въ корпусъ   принимаютъ   12-ти лѣтъ,  а язы-
    ісамъ  надо  учиться  съ  5  — 6,  то лучше-бы  было  устроить
    особыя  школы  повсюду,  а  не  въ  одномъ мѣстѣ, куда каждый
    по близости  могь  бы  отдавать  дѣтей. «Еще  же  видимо,  что
    сіе училище  ея императорское   величество  изволила  учредить
    ле  для  высокихъ  наукъ  такихъ,  которыя  министрамъ  и глав-
    ііымъ правителямъ   въ государствѣ потребны,   но  болѣе  для
    произведенія  въ офицеры,  и  не  для всего,  а паче  для ближ-
    яяго убогаго  шляхетства  и неимущаго   къ собственному нау-
    ченію способа,  какъ то учрежденіе  онаго  корпуса свидѣтель-
    ствуетъ:  1)  число  оныхъ  положено  токмо  360 человѣкъ,  ко-
    торое  ни  для  сотой  доли  шляхетства  недовольно,  но  для
    того  есть  довольно,  что другіе,  видя  сихъ обученпыхъ  скорѣе
   въ  чины  производимыхъ,   большую   къ наукамъ   охоту  возъ-
   имѣть могутъ;   2)  мѣсто  въ С.-Петербургѣ  сначала   за  луч-
    шее разумѣть   надо  для  того,  что  ея императорское  величе-
    ство  сама  и черезъ  министерство  удобнѣе  все видѣть  и вѣ-
   дать  можетъ,  и  тако  въ недостаткѣ  новыми   милости  и  по-
   лезными исправленія     снабдѣвать,  а вредное  пресѣкать  спо-
    собъ  имѣетъ.   Еще   же   тутъ  учителей  по   близости  изъ
    другихъ  краевъ   способнѣе  доставать,  а  наипаче  дабы  по
   •олизости  и  отъ Академіи Наукъ   къ обученію  высшихъ наукъ
    лучшій  способъ учащіеся  имѣли.   3)  Положенное  имъ:  мун-
    диръ,  жалованье,  пища  явно иоказуютъ,  что для немогущихъ
   ■оное имѣть; имущіе   же могутъ  свободно  не  токмо  безъ  жа-
    лованья пробыть,  но учителямъ   отъ  себя  платить,  мундиръ
   я пищу    охотно  свое  имѣть,  а  оную   милость  неимущимъ
    оставить.  Что  же  Ея Императорское    Беличество,  по прп-
    мѣру  дяди Его Величества,   въ  оное  сначала  знатныхъ дѣтей
   ■опредѣлять  изволила,  оное  весьма  полезно  для  того,  что  и
   140   141   142   143   144   145   146   147   148   149   150