Page 145 - 000199_000009_003613470
P. 145
в. н. татищевъ. 133
можно; 3) арифметики, геометріи, фортицшкаціи, и т. п. ну-
жныхъ наукъ токмо начала ноказываютъ, равножъ и языки.
Многихъ учившихся чрезъ пять лѣтъ и болѣе видѣть случи-
лось, что кромѣ тѣхъ, кои въ долахъ обучались, мало кто |
научился, зане начальники ихъ наиболѣе прилежать ихъ ру-
жьемъ обучать». Въ корпусъ принимаютъ 12-ти лѣтъ, а язы-
ісамъ надо учиться съ 5 — 6, то лучше-бы было устроить
особыя школы повсюду, а не въ одномъ мѣстѣ, куда каждый
по близости могь бы отдавать дѣтей. «Еще же видимо, что
сіе училище ея императорское величество изволила учредить
ле для высокихъ наукъ такихъ, которыя министрамъ и глав-
ііымъ правителямъ въ государствѣ потребны, но болѣе для
произведенія въ офицеры, и не для всего, а паче для ближ-
яяго убогаго шляхетства и неимущаго къ собственному нау-
ченію способа, какъ то учрежденіе онаго корпуса свидѣтель-
ствуетъ: 1) число оныхъ положено токмо 360 человѣкъ, ко-
торое ни для сотой доли шляхетства недовольно, но для
того есть довольно, что другіе, видя сихъ обученпыхъ скорѣе
въ чины производимыхъ, большую къ наукамъ охоту возъ-
имѣть могутъ; 2) мѣсто въ С.-Петербургѣ сначала за луч-
шее разумѣть надо для того, что ея императорское величе-
ство сама и черезъ министерство удобнѣе все видѣть и вѣ-
дать можетъ, и тако въ недостаткѣ новыми милости и по-
лезными исправленія снабдѣвать, а вредное пресѣкать спо-
собъ имѣетъ. Еще же тутъ учителей по близости изъ
другихъ краевъ способнѣе доставать, а наипаче дабы по
•олизости и отъ Академіи Наукъ къ обученію высшихъ наукъ
лучшій способъ учащіеся имѣли. 3) Положенное имъ: мун-
диръ, жалованье, пища явно иоказуютъ, что для немогущихъ
■оное имѣть; имущіе же могутъ свободно не токмо безъ жа-
лованья пробыть, но учителямъ отъ себя платить, мундиръ
я пищу охотно свое имѣть, а оную милость неимущимъ
оставить. Что же Ея Императорское Беличество, по прп-
мѣру дяди Его Величества, въ оное сначала знатныхъ дѣтей
■опредѣлять изволила, оное весьма полезно для того, что и