Page 147 - 000199_000009_003613470
P. 147
В. Н. ТАТПЩЕВЪ. 135
находитъ: 1) что латинскій языкъ у нихъ не хорошо идетъ,
нѣтъ ни грамматики, ни лексикона; классическихъ авторовъ
(Цицерона, Ливія и др.) они не читаютъ и потому въ фи-
лософіи мало успѣваютъ; 2) риторика ихъ такова, что они
«болѣе вралями, чѣмъ риторами именоваться могутъ » и нѣ-
которые не знаютъ даже правописанія; 3) философы ихъ не
только въ лекарскіе, но и въ аптекарскіе ученики не годятся:
они не знаютъ математики; физика ихъ состоитъ изъ одних'ъ
именъ, — ни Декарта, ни Мальбраніиа они не знаютъ; «ло-
гика ихъ въ пустыхъ и не всегда правильныхъ силогизмахъ
состоитъ». Въ юриспруденціи — «въ ней же и нравоученіе
свое основаніе имѣетъ» — они ничего не знаютъ; «основамъ
права естественнаго они не учатся, Гроція и Пуфендорфа
не читали; объ исторіи, географіи и врачебствѣ ионятія
не имѣютъ. Итако въ семъ училшцѣ нетокмо шляхтичу,
по и подлому научиться нечему ; паче что во оной
болѣе подлости, то шляхетству и учиться не безвредно».
Шевская академія — по его мнѣнію — не лучше московской;
по губерпіямъ школъ почти пѣтъ. И такъ остается посылать
дѣтей за границу.
За границу слѣдуетъ посылать не всѣхъ, но «токмо мню
о знатпыхъ, къ наученію способпыхъ и надежныхъ людѣхъ».
Польза поѣздки состоитъ въ томъ, что 1) назначаемые на
важныя мѣста въ государствѣ, преимущественно въ посоль-
ствахъ, будутъ имѣть объ иностранныхъ земляхъ свѣдѣнія
болѣе ясныя и свѣжія, чѣмъ какія могутъ найдти въ кни-
гахъ; 2) узпаютъ военное искусство: «мы военные порядки
и искуства отъ другихъ европскихъ пріявъ — говоритъ ав-
торъ— великую славу и пользу пріобрѣли; по Его Импера-
торское Величество Петръ Великій, усмотря обстоятельства,
доколѣ россійскіе въ паукахъ потребныхъ преусиѣютъ, опре-
дѣлилъ при арміи и флотѣ россійскомъ треть иностранныхъ
офицеровъ имѣть для того, чтобы пріятое не запоминали и
все такъ поправленное въ свѣдѣніи имѣть могли; но педо-
вольствуясь тѣмъ, а паче усмотря, что генералы чуягестран-