Page 151 - 000199_000009_003613470
P. 151

В.  Н.  ТАТИЩЕВЪ.                  139
   дарства  недостаточно,   то  нужно   шляхетству  сложиться   и
   учредить,  чтобы  могло  и другимъ  пользовать (Татищевъ  даже
   рекомендуетъ   шляхетству   устроивать  школы   въ складчину);
   затѣмъ   5) чтобъ  надъ  всѣми   надзираніе  такииъ  поручено
   было,  которые искусство  въ наукахъ,   а  наипаче  ревностное
   радѣніе  къ пользѣ  отечества  изъяснить  въ состояніи». ІПля-
   хетскія  школы,   по  мнѣнію  Татищева,   можно   основать  на
    суммы,  который  составятся  отъ  экономіи  въ  кадетскомъ кор-
    пусѣ;  онъ  полагаетъ,  что  посредствомъ  экономіи  и недаванія
    жалованія  дѣтямъ   богатыхъ  можно    сохранить  400000    р.

   изъ   700000,    отпускаемыхъ   на  корпусъ.  На   эти  деньги
    можно  по губерпіямъ   учить  до  600  чел.;  въ Москвѣ  200,
   въ Малороссіи   п Казани   по 100,   въ Воронежѣ,    Нижнемъ,
   Смоленскѣ,   Вологдѣ  по  50; тѣхъ-же,   которые  назначаются
    для гражданскихъ   дѣлъ,  можно  прикомандировать   къ  колле-
    гіямъ.  Что  касается  до учителей,  то  «часгію  о наукѣ,  ча-
    стію  о  состояніи  ихъ смотрѣть  должно.  Въ  началѣ  Закона
    Божія,  чтобъ  были  истинной богословіи,  якоже и благонравія
    правилъ  довольно  научены,  не ханжи,   не лицемѣры   и суе-
   вѣрцы,  но добраго разсужденія,   и  если чернцовъ  лѣтами  не
   меньше   50  и житія  добраго  не сыщется,   то  непротивно  и
   мирскихъ,  имущихъ   женъ,  въ  это употреблять.  Офицеры  суть
    главные  учители,  и  хотя  за  недостаткомъ  у  насъ  довольно
    ученыхъ   людей  иноземцы    употреблены,  однако   при  томъ
    нужно смотрѣть,  чтобы  не были  молодые,  женъ  и дѣтей  не-
   имущіе».   «Надо  стараться,  чтобы 1) Ѵз были русскіе; 2) надо
   смотрѣть,  чтобы  учителя  были  способны  преподавать  и учить
   и 3)  надо  приготовить  учителей  изъ Русскихъ». Замѣчаніямн

    о  школахъ  оканчивается  разговоръ,  польза котораго  — по мнѣ-
   нію   автора  — состоитъ  въ  томъ,  что  онъ  можетъ  побудить
   родителей  учить дѣтей.
       Такимъ образомъ,   мы  познакомились  съ  однимъ  изъ  са-
   мыхъ   интересныхъ  и  во  всякомъ случаѣ  однимъ  изъ  самыхъ
   цѣльныхъ   произведеній русской  литературы  ХѴШ    в. Авторъ
   его рисѵется  передъ  нами  яркимъ  представителемъ  лучшихъ
   146   147   148   149   150   151   152   153   154   155   156