Page 151 - 000199_000009_003613470
P. 151
В. Н. ТАТИЩЕВЪ. 139
дарства недостаточно, то нужно шляхетству сложиться и
учредить, чтобы могло и другимъ пользовать (Татищевъ даже
рекомендуетъ шляхетству устроивать школы въ складчину);
затѣмъ 5) чтобъ надъ всѣми надзираніе такииъ поручено
было, которые искусство въ наукахъ, а наипаче ревностное
радѣніе къ пользѣ отечества изъяснить въ состояніи». ІПля-
хетскія школы, по мнѣнію Татищева, можно основать на
суммы, который составятся отъ экономіи въ кадетскомъ кор-
пусѣ; онъ полагаетъ, что посредствомъ экономіи и недаванія
жалованія дѣтямъ богатыхъ можно сохранить 400000 р.
изъ 700000, отпускаемыхъ на корпусъ. На эти деньги
можно по губерпіямъ учить до 600 чел.; въ Москвѣ 200,
въ Малороссіи п Казани по 100, въ Воронежѣ, Нижнемъ,
Смоленскѣ, Вологдѣ по 50; тѣхъ-же, которые назначаются
для гражданскихъ дѣлъ, можно прикомандировать къ колле-
гіямъ. Что касается до учителей, то «часгію о наукѣ, ча-
стію о состояніи ихъ смотрѣть должно. Въ началѣ Закона
Божія, чтобъ были истинной богословіи, якоже и благонравія
правилъ довольно научены, не ханжи, не лицемѣры и суе-
вѣрцы, но добраго разсужденія, и если чернцовъ лѣтами не
меньше 50 и житія добраго не сыщется, то непротивно и
мирскихъ, имущихъ женъ, въ это употреблять. Офицеры суть
главные учители, и хотя за недостаткомъ у насъ довольно
ученыхъ людей иноземцы употреблены, однако при томъ
нужно смотрѣть, чтобы не были молодые, женъ и дѣтей не-
имущіе». «Надо стараться, чтобы 1) Ѵз были русскіе; 2) надо
смотрѣть, чтобы учителя были способны преподавать и учить
и 3) надо приготовить учителей изъ Русскихъ». Замѣчаніямн
о школахъ оканчивается разговоръ, польза котораго — по мнѣ-
нію автора — состоитъ въ томъ, что онъ можетъ побудить
родителей учить дѣтей.
Такимъ образомъ, мы познакомились съ однимъ изъ са-
мыхъ интересныхъ и во всякомъ случаѣ однимъ изъ самыхъ
цѣльныхъ произведеній русской литературы ХѴШ в. Авторъ
его рисѵется передъ нами яркимъ представителемъ лучшихъ