Page 150 - 000199_000009_003613470
P. 150
138 в. Н. ТАТИЩЕВЪ.
дѣтямъ и домочадцамъ, 5) къ другимъ людямъ: въ чемъ я
имѣю право отъ другихъ требовать и домогаться >; при этомъ
можно кратко объяснить причины и слѣдствія. Когда-же
иридетъ въ возрастъ, можно объяснить устройство суда и
изложить главныя основы естественнаго права. Предвидя
возраженіе, что судья можетъ всегда справиться по книтѣ,
а въ случаѣ нужды сами тяжущіеся папомиятъ ему законы,
Татищевъ, вложивъ этотъ вопросъ въ уста своего собесѣд-
ника, отвѣчаетъ на него тѣмъ, что безъ званія основ-
пыхъ началъ справка затруднительна; ибо на всякій случаи
нельзя написать закона, а примѣнять существующее можетъ
только тотъ, кто привыкъ вникать въ смыслъ. Что-же ка-
сается до помощи со стороны тяжущихся, то ее надо избѣ-
гать, потому что ивъ выгоды каждый толкуетъ законы въ
свою пользу.
Въ заключеніи разговоръ переходить къ вопросу, гдѣ и
какія учредить училища? «Указы Петра Великаго изъявляютъ,
что по всѣмъ губерніямъ, провинціямъ и городамъ учредить
надлежитъ, па которое онъ всѣ монастырскіе излишніе сверхъ
необходимо нужныхъ на церкви доходы опредѣлилъ и оныхъ
весьма достаточно. Еще же и Богу пріятно, что такіе туне
гиблющіе доходы не на иное что, какъ въ честь Богу и
пользу употребятся; но при томъ нужно смотрѣть, чтобы
1) оные, что шляхетству нужны, особливо отъ подлости от-
дѣлены были 1), 2) чтобъ учители къ показанію и наставле-
нію нужнаго и полезнаго способны и достаточны, и паче отъ
поданія соблазна безопасны были, 3) чтобъ все шляхетству
нужное всюду безъ недостатка къ наученію могло быть по-
казано и для того книгъ и инструментовъ надо имѣть съ до-
вольствомъ, 4) чего казеннаго или опредѣленнаго отъ госу-
') Когда въ 1844 г. въ Иижнемъ открыта бьтлъ дворяисаій института,
ыногіе родители, даже нзъ городскихъ, предпочли отдать своихъ дѣтей
туда, а не въ пшназію, чтобы дѣти не сігдѣли рядомъ съ дѣтьшг «сапозк-
ннковъ». Такъ не будеыъ же осуждать Татищева.