Page 144 - 000199_000009_003613470
P. 144
132 В. Н. ТЛТИЩЕВЪ.
тать могли, такожъ арифметикѣ и географіи хотя нижнія
части обучая, къ нимъ токмо для высшихъ наукъ приходили..
А понеже оныхъ нижнихъ училищъ довольно не учреждено,
то въ оной учиться еще некому. И хотя семинаріумъ и гим
назіи при оной устроено, но оное недостаточно, ибо изъ
всего государства младенцевъ свозить, а наипаче шляхетскихъ
малолѣтнихъ, есть невозможно и вредительно. Невозможность
же или трудность есть въ томъ, что многіе родители не имѣютъ
случая и возможности туда свести, меньше же ихъ и при
нихъ служителей содержать; если же имъ достаточное со-
держаніе казенное опредѣлить, то надмѣрно великій расходъ
I будетъ. Если же малыхъ дѣтей, каковыхъ языкамъ наилуч-
і ше учить время отъ пяти лѣтъ, кто за неимѣніемъ добра-
I го служителя отдастъ, то имѣетъ болѣе страха его погубить,
нежели надежды получить: а наипаче, имѣя съ подлостію 1
безъ призрѣнія родительскаго обхожденіе, могутъ скорѣе при-
стойность и благонравіе погубить. Но современемъ все оное
исправится и въ надлежащее состояніе прійдти можетъ, иб»
когда нашего закона люди, довольно въ философіи и бого-
словіи обучась, профессорами будутъ, тогда и наставленіе
въ законѣ Божіи и гражданскомъ не оскудѣетъ; 4) при оной
же многихъ шляхетскихъ нужныхъ наукъ не опредѣлено, яко-
на шпагахъ биться, на лошадяхъ ѣздить, знаменованіе и нроч. г
которое и впредь до нея непринадлежатъ, того ради надле-
житъ для дѣтей шляхетскихъ инаго училища искати». Такое-
училище — вновь учрежденный тогда кадетскій корпусъ, къ ко-
торому и обращается Татищевъ и въ немъ находитъ такіе-
недостатки; 1) «Для наставленія закона Божія, хотя опре-
дѣлены священникъ и діаконъ изъ людей нѣсколько въ пи-
сьмѣ святомъ поученныхъ, и нѣкогда имъ катехизисъ толку-
ютъ и поученіями и благонравіго и благочестію наставляютъ,
но сіе токмо единою въ седмицу и то невсегда, а иногда за
другими науками имъ времени недостаетъ; 2) законы естеет-
венныый и гражданскій немного меньше онаго нужны, но
для онаго учителей нѣтъ, и младенцу не легко оное понять-