Page 140 - 000199_000009_003613470
P. 140

128                    В.  Н. ТАТИЩЕВЪ.

    берутся и едва сыщется, чтобы татарское простое,    не говорю
    ученыхъ,  письмо разумѣть  и  самъ совершенно написать могъ;
    да большая   часть  и  по русски написать не умѣютъ. Другіе
    для  письма  на тѣхъ  языкахъ берутся татары    и калмыки,  не
    умѣющіе   по русски, безъ котораго переводчику никакъ пра-
    вильно переводить нельзя   и  ни единъ не знаетъ,  то никогда
    надѣяться  нельзя,  чтобъ правильно перевели,   коль  же паче,
    когда который   сплутать  похочетъ,  то судія,  повѣря  оному,
    невѣдѣніемъ   неправду и вредъ учинитъ.    Наипаче же дѣло,
    тайности подлежащее,    едва  можетъ-ли сохранимо быть     по-
    тому,  что  не одинъ,  по  два  или  три вмѣстѣ  для перевода
    писемъ употребляются. А    наипаче магометане закономъ ихъ
    обязаны  въ пользу единовѣрцевъ клятву преступать и      то въ
    грѣхъ  не почитаютъ,   и  видимъ,  что  у  насъ при допросахъ
    и переводахъ писемъ чрезъ употребленіе     многихъ толмачей,

    а болѣе  магометанъ,   часто  прежде времени открывается     и
    изъ  того  не  малые вреды  и  бунты происходили.   А   ежели
    бы  изъ хорошихъ людей    и  довольно  въ обоихъ  языкахъ  на-
    ученые люди (употреблялись),   а наилучше когда бы    шляхет-
    ство, обученые  въ  оныхъ  языкахъ люди,   воеводами, судьями
    и другими управителями были,     то бъ  весьма  такихъ  безпо-
    рядковъ  и народныхъ    отъ ненравосудія  обидъ  и бунтовъ  не
    происходило  и  опасности не было».    Въ  виду того,  что  все
    сказанное могло-бы   показаться неубѣдительнымъ,    Татищевъ
    выставляетъ  новое возраженіе:   «у  народовъ   этихъ, кромѣ
    татаръ и калмыковъ, нѣтъ    полезныхъ наукъ   и даже письма,
    то  многихъ учить  не зачѣмъ,   а  для  малаго  числа учрежде-
    ніе  школы- — безполезпый убытокъ».   Въ  отвѣтъ  онъ  указы-
    ваете на то,  что  письмена тѣхъ народовъ,    у которыхъ  они
    существуютъ, могутъ быть    полезны   для Русской исторіи,   а
    гдѣ нѣтъ письменъ,   тамъ можно найдти полезныя преданія.
    Указываете также на возможность объясненія      изъ инородче-
    скихъ  языковъ   географическихъ названій   разныхъ   мѣстно-
    стей русской земли,   что  важно для нониманія древней исто-
    ріи; названія  указываютъ  на то,  какой народъ  жилъ прежде
   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144   145