Page 132 - 000199_000009_003613470
P. 132

120                    В.  Н.  ТАТИЩЕВЪ.

    явится;  я  же радъ  и крестьянъ  имѣть умныхъ   и ученыхъ »  .
    Мы уже видѣли,     что  школы  всегда  и  повсюду  составляли
    постоянный предмета заботъ Татищева.
        Замѣчаніе,  сдѣланное авторомъ,   что суевѣріе  приносить
    вредъ  въ  отношеніи  политическомъ,   вызываетъ   воиросъ  о
    томъ,  въ  чемъ  состоитъ  этотъ  вредъ  и  не  заключается-ли
    причина его  въ разности вѣръ? Отвѣтъ Татищева       на  этотъ
    воиросъ  въ высшей   степени любопытенъ,   какъ свидѣтельство
    о  той  степени развитія,  па которой   въ первой иоловинѣ
    XVIII в.  стояли болѣе образованные люди въ Россіи. Опро-
    вергая мнѣніе тѣхъ нолитиковъ,    которые   считаютъ  возмож-
    нымъ насиліемъ водворить    единство вѣры,   что противно  св.
    писанію,  онъ полагаетъ,  что «свѣтски» разность вѣры вредна
    только тамъ, гдѣ, какъ  въ Германіи, двѣ вѣры «равной силы
    и ревности»,  но гдѣ  три  пли болѣе вѣры,   тамъ нѣтъ такой
    опасности; да   умное правительство можетъ    и предупредить
    ее, ибо  «что распри такія  ни  отъ  кого болѣе,  какъ  отъ по-
    повъ для  ихъ корысти,   а  къ тому   отъ суевѣрпыхъ   ханжей
    или  несмысленныхъ набожниковъ ироисходятъ».        Умные-же
    люди  не трогаютъ чужой вѣры, ибо знаютъ,      что Богъ,  «яко
    судія праведный,   на  нихъ  чужаго зловѣрія    не  взыщетъ».
    Указавъ   на мпѣнія нѣкоторыхъ нолитиковъ,     что разностію
    вѣры   «къ  бунтамъ   и  опроверженію   введенныхъ   закоповъ
    граждапскихъ творится препятствіе»     и  на практику нѣкото-
    рыхъ  западныхъ государствъ (Апгліи, Голландіи, ПІвейцаріи,
    вольныхъ городовъ германскихъ), авторъ переходитъ къ Рос-
    сіи, гдѣ живутъ   не  только христіане разныхъ исповѣданій,
    но  магометане и язычники,   «но благодаря Бога черезъ нѣ-
    сколько  сотъ лѣтъ добрымъ    и  иредусмотрительпцмъ госуда-
    рей повелѣніемъ   отъ разности вѣры вреда    не имѣли, но еще
    пользу видѣли такую,   что  во время  великаго  въ государствѣ
    междоусобнаго смятенія    и  отъ  иоляковъ  разоренія  Нагай-
    скіе,  Каспмовскіе  и  др. татары,  а  при Разинѣ   Черемисса
    многую противъ бунтовщиковъ услугу показали;      а  хотя нѣ-
     когда татары  и  калмыки противность показали,    да  не  для
   127   128   129   130   131   132   133   134   135   136   137