Page 132 - 000199_000009_003613470
P. 132
120 В. Н. ТАТИЩЕВЪ.
явится; я же радъ и крестьянъ имѣть умныхъ и ученыхъ » .
Мы уже видѣли, что школы всегда и повсюду составляли
постоянный предмета заботъ Татищева.
Замѣчаніе, сдѣланное авторомъ, что суевѣріе приносить
вредъ въ отношеніи политическомъ, вызываетъ воиросъ о
томъ, въ чемъ состоитъ этотъ вредъ и не заключается-ли
причина его въ разности вѣръ? Отвѣтъ Татищева на этотъ
воиросъ въ высшей степени любопытенъ, какъ свидѣтельство
о той степени развитія, па которой въ первой иоловинѣ
XVIII в. стояли болѣе образованные люди въ Россіи. Опро-
вергая мнѣніе тѣхъ нолитиковъ, которые считаютъ возмож-
нымъ насиліемъ водворить единство вѣры, что противно св.
писанію, онъ полагаетъ, что «свѣтски» разность вѣры вредна
только тамъ, гдѣ, какъ въ Германіи, двѣ вѣры «равной силы
и ревности», но гдѣ три пли болѣе вѣры, тамъ нѣтъ такой
опасности; да умное правительство можетъ и предупредить
ее, ибо «что распри такія ни отъ кого болѣе, какъ отъ по-
повъ для ихъ корысти, а къ тому отъ суевѣрпыхъ ханжей
или несмысленныхъ набожниковъ ироисходятъ». Умные-же
люди не трогаютъ чужой вѣры, ибо знаютъ, что Богъ, «яко
судія праведный, на нихъ чужаго зловѣрія не взыщетъ».
Указавъ на мпѣнія нѣкоторыхъ нолитиковъ, что разностію
вѣры «къ бунтамъ и опроверженію введенныхъ закоповъ
граждапскихъ творится препятствіе» и на практику нѣкото-
рыхъ западныхъ государствъ (Апгліи, Голландіи, ПІвейцаріи,
вольныхъ городовъ германскихъ), авторъ переходитъ къ Рос-
сіи, гдѣ живутъ не только христіане разныхъ исповѣданій,
но магометане и язычники, «но благодаря Бога черезъ нѣ-
сколько сотъ лѣтъ добрымъ и иредусмотрительпцмъ госуда-
рей повелѣніемъ отъ разности вѣры вреда не имѣли, но еще
пользу видѣли такую, что во время великаго въ государствѣ
междоусобнаго смятенія и отъ иоляковъ разоренія Нагай-
скіе, Каспмовскіе и др. татары, а при Разинѣ Черемисса
многую противъ бунтовщиковъ услугу показали; а хотя нѣ-
когда татары и калмыки противность показали, да не для