Page 42 - Классическое и реальное образование
P. 42

Однако,  естественный  науки  существовали  у  классиче-
 скихъ  народовъ.  Самъ  Аристотель  оставилъ  намъ  сочішенія  При  изучсніи  какой-либо  формы  животной  или  расти-
                  с
 по  естественной  исторіи,  между  прочимъ  «Исторію  ЖІІВОТ-  тельной ледуете  обращать  вниманіе  на  плане,  выражающійся
 ныхъ»,  которой  «безе  удивленія  не  могъ  читать  Кювье:  въ  формѣ,  на  внутреннюю  цѣ ль  и  смысле  организаціи  и
 въ  пей  все  колоссально,  все  изумляете,  все  удивляете».  общею  мыслыо  связывать  разнообразный  частности.
 (Изв стенъ  также  ученике  его,  Теофрасте  своиме  сочіше-  Не  слѣ дуетъ  останавливаться  иа  уклопеніяхь,  аиома-
 ѣ
                                 ѣ
 ніемь  «о растеніяхе»  ).   ліяхе,  уродстнахе;  не  сл дустъ  распространяться  о  вліяніи
 Всматриваясь  ближе,  мы  увидпме,  что  изсл дованія  внешнихъ  условій,  могущихе  произвести  какое-либо  укло-
 ѣ
                     нормального
 греческаго  философа  касались  онредѣленій,  классификаціи,  иеніе  отъ иа  о тина,  вообще,  не слѣ дуете  останав-
            ливаться
                                                            и
                                             между
                                  соотноніеніи
                                                   стрсеиіемъ
                        вонросѣ
 вообще  систематизаціи  B e  этой  области  one  великъ  Част-  шизныо  организма  и  внѣ шней  среды:  зпаніе  такого  рода
 ный  изслѣдованін  не были  задачей  ни  Аристотеля,  ни  гре-  соотношения  весьма  важно,  когда  мы  желаеме  объяснить
 ческой  науки.  индивидуальное  уклоненіе  и  не  имѣ етъ  никакого  значепія
 Если  допустить  преподаваніе  естествеішыхъ  науке  в ъ   при  опрсдѣлепіп  тина.
 классической  школ ,  уступая  духу  времени  или  лучше  ска-
 ѣ
 зать,  подражая  западно  европейской  школе  в ъ  ея  устункахь  Сравниваемый  жпвотпыя  или  растеиія  должны  быть  раз-
                       в
                ѣ
 духу  времени,  то  нреиодаваніе  естествеыыыхъ  науке  должно  смотр ны  во сѣ хе  существеиныхе  нризнакахъ  и  иа  этоме
 Припять  такой  обіцій  виде:  основаиіи  сделано  заклгоченіе  о  сущности  того  или  другого
 Внимаиіе  учеимкове  должно  быть  обращено  нреиму-  типа  и  на  обороте  (иначе  сравнительный  элементе  поте-
                 всякое
                                  е
                                т.
                                     морфологпческія
 ществепно  па  марфологію  и  систематику.  ряете служить  значеніе), систематики.  аналогіи  дол-
            жны
                        цѣ лямъ
 Гораздо  менѣе  следуете  заниматься  анатоміей,  тѣ мь
                                                           в ъ
                Само
                                         эстетическій
                                                    моменте
 болѣс  физіологіей.  нреподаваши собою  разумеется,  что  можно  (особенно  в ь  фта-
                               быть,
                       должеиъ
 Біологія,  филогенія,  гистологія  должны  быть  совсѣ мь  никЬ),  войти  в ъ  своп  права.  гдѣ
 исключены  иве  курса  классической  школы.
 Вь  минералогіи  должно  обращать  вниманіе  нреиму-  II.  Р е а л ь н а я  ш к о л а .
 ществеішо  на  крпсталлографію.
 Химія  и  физика  должны  быть  сокращены  до  тшішішГа.  Преиодаппиіе  в ь  реальной  школѣ  должно  основываться
 При  нзучеиіи  естесгвенныхе  науке  елt»дуете  прене-  иа  ииыхъ  иачалахе.
 брегать  переходными  формами  и  останавливаться  только на   11с  требуется  строгая  систематичность  в е  нреподаваніи.
 резко  определившихся.  Имѣется  в е  виду  болѣс  развитіе  способностей,  чѣ мъ
 Не  слѣ дуете  долго  останавливаться  иа  низшихъ  фор-  дисциплина  ума.
 махе.  Наиболее  подробно  должна  быть  пройдена  естествен-  Методъ  преобладаете  наде  формой,  а  изъ  методове  пре-
 ная  исторія  человека.  обладающее  значеніе  получаете  опытный.
   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47