Page 43 - Классическое и реальное образование
P. 43

Къ  исторіи  и  географіи  присоединяются  естественныя
                          Категорія  перем еы  (эволюціи,  движеиія)  иолучаетъ           науки,  въ  которых!,  выдвигаются  біолоіическое  наиравленіе,
                                       ѣ
                      преобладаніе  надъ  категорій  неизм нныхъ  формъ,  вѣ чныхъ        зат мъ  эмбріологія  или  оитогспіи,  филогепія,  гистологія.
                                                   ѣ
                      нормъ,  всл дствіе  чего  иолучаютъ  преобладающее  значеиіе  и       ѣ
                              ѣ
                                                                                                                   эстетики
                                                                                                ѣ
                      иеторическіе  методы.                                               должна Вм сто  логики,  этики, поихологія,  въ  реальной  школѣ
                                                                                                 быть
                                                                                                      преподаваема
                                                                                                                                иеторія
                                                                                                                                       души.
                                                                                                                           какъ
                          Въ  грамматикѣ  реальная  школа  должна  обращать  осо-         По  принципу  объяенеііія  высших!,  форм!,  духа  нзъ  ішашихъ,
                      бенное  вниманіе  на  фонетику,  а  не  на  морфологію,  на  эти-   такая  психологін  должна  останавливаться  иреимуществеино
                      мологію,  а  не  на  сиитакеисъ;  историческая  грамматика,         па  низших!,  формахъ  душевной  жизни  (психо-физика),  поль-
                      сравнительное  языкознаиіе  должны  быть  преподаваемы  въ          зуясь ъ  п которых!,  елучаяхъ  экснерементальпымъ  методом!,.
                                                                                               в
                                                                                                   ѣ
                      гораздо  болышіхъ  разм рахъ,  чѣмъ  въ  классической  школіц
                                        ѣ
                                                                                                    математики
                                                                                              Курсъ
                                                                                                                                         по-
                      надъ  логическими  категоріями  должны  преобладать  психо-         зволяет!,  время  и  силы можетъ  быть  расширен!,,  (если пего
                                                                                                                          вішочепіемт»
                                                                                                                                     въ
                                                                                                                учащихся)
                      логическія.                                                         аналитической  геометріи,  диффереиціалыіаго  и  интеграль-
                          Въ  преподаваніи  словесности  ночзія  и  изящная  проза        на го  исчислений.
                      не  должны  пользоваться  нреимуществомъ  передъ  остальной             Практическая  часть  математики  (р шеніе  вадачъ)  должна
                      литературой.  Тсорія  словесности  должна  быть  изучаема  въ       быть  поставлена  выше  теоретической.  ѣ
                      нонцѣ  курса  и  представлять  собою  выводъ  нзъ  исторіи
                      литературы.                                                             Музыка  въ  реальной  школѣ  теряетъ  зпачепіе;  рпсова-
                          Исторія  литературы  получаетъ  при  такомъ  взглядѣ  пер-      піе  получаетъ  практическое  (техническое)  паиравлепіе.
                      венствующее  значеиіе.
                          Исторія  литературы  должна  включить  (въ  хроиологи-
                                                                                                     ѣ
                      ческомъ  норядкѣ)  всѣ  лнтературоыя  направленія.  За  отсут-          Разсмотр ніе  существенных!,  особенностей  реальной  и
                                                                                                                             ѣ
                                                                                                                      ѣ
                      стціемъ  эстетическаго  мйрила  литературиыя  явленія  оцѣ-         классической  школь  позволяет!,  сд лать  сл дующіе  выводы:
                      ниваются  сь  исторической  точки  зр нія.                              Различіе  между  классической  п  реальной  школами  есть
                                                   ѣ
                                                                                                                     ѣ
                          Психологическая  критика  вступаетъ  въ  своп  права.           глубокое  разлмчіе,  обнимающее  ц лн,  методы,  формы  обуче-
                          Исторія  и  географія,  какъ  предметы  преподаванія,  ио-      нія  я  сиптезъ  научиаго  зианія.
                      лучаютъ  важное  зиаченіе.                                              Классическая  школа  основана  на  существенно  ипыхт.
                          Исторія  получаетъ  характеръ  эволюцін  культуры.  За-         логических!,  катсгоріяхъ,  чѣмъ  реальная,  и  направлена  болѣе
                                                                                                               явледій,
                                                                                                                              объясиенію
                      дачи  исторіи  (съ  реалистической  точки  зрѣ нія)  — пайти  со-   къ  поішмапііо  сущности  реальная  чймь  къ  напротив!,,  усло-
                                                                                                                                        стре-
                                                                                                                      школа,
                                                                                                 возпикпопенія;
                                                                                             ихъ
                                                                                          ніій
                      вокуішость  законовь  или  методовъ  послѣ довательиыхъ  пере-      мится  къ  объяснение  явленій,  ихь  вознпкновеиія  и  роста.
                      м иъ,  безъ  отношеиія  къ  вопросу  о  смыслѣ  н  ц ли  истори-
                       ѣ
                                                              ѣ
                                                                                                                                 классической
                                                                                              Глубокое
                                                                                                                           между
                                                                                                      различіе,
                      ческая  процесса.                                                   и  реальной  школами,  не существующее  уніічтожеиъ  иеключе-
                                                                                                               можетъ
                                                                                                                     быть
                          Въ  географіи  и  исторіи  много  внимаиія  удйляется  ало-     ніемь  одшіхъ  предметов!,  и  замйной  ихъ  другими:  одно  нре-
                      гическому  элементу  (физическойиисторической  необходимости).
   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48