Page 47 - Классическое и реальное образование
P. 47

Отм тимъ  слѣдующій  факты                                        бы  смешаны  съ  настоящими  приверженцами  матеріализма
                           ѣ
                        «Величайшіи  открытіи  въ  древней  греціи  были  совер-          нодъ  общимъ  именем  1.  атеистовъ  и  натуралистовъ.
                    шены  или философами  идеалистами  и  формалистами, или                   Однако,  Плиній  не держался  никакой  философской си-
                    же  ихъ  последователями,  алексаидрійскими  учеными,  при-           стемы,  хотя  стоить  ВЪ  ПОЛНОЙ  0 І І П 0 3 Н Ц І І І  къ  народной  вере
                    надлежавшими  почти  исключительно  к ъ школамъ  ІІиѳ агора,          л  в ъ  своихъ  мнѣиіяхъ  склоняется  къ стоицизму.  Птоломей
                    Платона  и  Аристотеля.                                               быль  прпверженъ  къ  астрологіп  и  въ  общемъ  оенованіи
                        Философы  — идеалисты,  философы—мечтатели  (и  ихъ               своего  міровоззренія  слѣ довалъ  во  всякомъ  случае  более  Ари-
                    последователи)  стояли  во  главе  научного  движеиіи,  а  люди       стотелю,  нежели  Эпикуру.  Галеиъ,  который  больше  всѣхт»
                    ѳмііиріи,  опыта  были  при  этомъ  праздными  зрителями.  Ланге      ихъ  быль  философом!,,  былъ  эклектиком ь,  знавшимъ  самый
                    съ  особенной  силой  указывает!»  на  этотъ  замечательный           различный  системы;  однако,  опъ менее  всего  расположен!, ъ
                                                                                                                                        к
                    фактъ:  «ІІлатопъ,  родоначальник!,  мечтательности,  прояв-          эпикурейской  системе».  И  далее:  «легко  видеть,  что  это
                    ляющейся  въ  теченіе  исторіи  то  благородно  и  глубокомыс-        ничтожное  участіе  матеріалнзма  въ  нріобретеніяхъ  положи-
                    ленно,  то  фантастически  и  слепо,  в ъ  то  же время  есть         тельного  изслВдовапія  ne  случайное,  что  в ъ  особенности
                    духовный  родоначальник'!,  целого  ряда  последователей, ко-         его  нельзя  приписать  просто  квіэтистичсскому  и  созерцатель-
                    торые  довели  до носледииго,  достигнутого  въ  древности  пре-      ному  характеру  эпикуреизма,  но что  въ  действительности
                    дела  математику,  самую  ясную  и  самую  последовательную           идеальный  момента»  у  завоевателей  пауки  стоить  въ  самой
                    изъ  вс хъ  наукь.  АлексаидріГіекіе  математики  почти с е           тесной  связи  съ  ихъ  открытіями  и  изобретсціямп».  * )
                                                                  в
                          ѣ
                    придерживались  школы  Платона;  и  даже,  когда  начались
                    блужданія  іювоилатошізма  н  смутный  брожеиія  великого  релп-          Исходным!,  нупктомъ  новой  пауки  послужила  греческая
                                                                  в
                    гіознаго  поворота  проникли  в ъ  философію,  эта школа се           философія.
                    еще  производила  велнкихъ  математикою».  Эту  ступень  мо-              «Возрожденіе  наукъ  и искусств!,  вызвало  самый  горячія
                                                                                                                         (
                    гуть  характеризовать  Ѳіоиъ и его благородная  дочь  Гнииатія        симчатіи  преимущественно  къ учеиіимъ въ  очпщешюмъ  виде)
                                                                                          Платона  (нодъ  вліяиіемъ  Плетона,  Виссаріона)  и  Аристотеля
                        Подобное  же  нанравлеиіе  произошло  отъ  Гіиѳагора,  школа      (иодъ  вліяніемъ  Георгія  Трапезунтскаго,  Геннадія,  Ѳеодора
                    которого  произвела,  в ъ  лице  Архита,  математика  первого         Газскаго).  Внрочемъ,  были  приверженцы  Платона,  Прокла,
                    разряда.  Эпикурейца  Поліэнуса  вридъ  ли  можно  сопоставить        ІІиѳагорейцевъ,  стопковъ,  эникурейцевъ  и  проч.  Словомъ,
                    съ  НІІМЪ  Арпстархъ  СамосскіЙ,  предшественникь  Коперника,         изучались  разнообразнейшія  фплософскія  системы  древней
                    тоже  нримыкалъ  къ древне  ішѳагорейскимъ  предапіямт,;  ве-
                                                                                                                внрочемъ,
                                                                  в
                    дший  Гишіархъ,  открывшій  нредвареніе  равноденствий, ѣ -           греціи  (преимущественно, было  самымъ ноздігЫішаго Во времени).
                                                                                                       Платона
                                                                                                вліяпіе
                                                                                                                                     Флорен-
                                                                                                                         силыіымь.
                                                                                          Однако,
                    рнлъ  в ъ  божественное  начало  человеческихъ  душъ.  Эрато-         ціп,  около  Возимо  Медичи,  составился  кружокъ  ученыхъ,
                    соенъ  придерживался  средней  акадсмін,  которая  ввела  въ  ила-    почитателей  этого  философа  (Платоновская  аклдеміи),  и  вскоре
                    тонизмъ  скептическія  начала.  Илиній,  Птоломей  п  Галенъ          «блескъ  Платоновой  академін  затмилъ  все  другія  философскія
                    безъ  строгой  системы  держались  иантеистическихъ  основ-
                    ныхъ  положений  и,  вероятно,  2 0 0  лета»  тому  назадъ  были-
                                                                                              * )  Ibi d  5 8 .
   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52