Page 44 - Классическое и реальное образование
P. 44

Къ  исторіи  и  географіи  присоединяются  естественныя
 Категорія  перем еы  (эволюціи,  движеиія)  иолучаетъ  науки,  въ  которых!,  выдвигаются  біолоіическое  наиравленіе,
 ѣ
 преобладаніе  надъ  категорій  неизм нныхъ  формъ,  вѣ чныхъ  затѣ мъ  эмбріологія  или  оитогспіи,  филогепія,  гистологія.
 ѣ
 нормъ,  всл дствіе  чего  иолучаютъ  преобладающее  значеиіе  и
 ѣ
                                    эстетики
                 ѣ
 иеторическіе  методы.  должна Вм сто  логики,  этики, поихологія,  въ  реальной  школѣ
                  быть
                       преподаваема
                                                 иеторія
                                                        души.
                                            какъ
 Въ  грамматикѣ  реальная  школа  должна  обращать  осо-  По  принципу  объяенеііія  высших!,  форм!,  духа  нзъ  ішашихъ,
 бенное  вниманіе  на  фонетику,  а  не  на  морфологію,  на  эти-  такая  психологін  должна  останавливаться  иреимуществеино
 мологію,  а  не  на  сиитакеисъ;  историческая  грамматика,  па  низших!,  формахъ  душевной  жизни  (психо-физика),  поль-
 сравнительное  языкознаиіе  должны  быть  преподаваемы  въ  зуясь ъ  п которых!,  елучаяхъ  экснерементальпымъ  методом!,.
                в
                   ѣ
 гораздо  болышіхъ  разм рахъ,  чѣмъ  въ  классической  школіц
 ѣ
               Курсъ
                     математики
                                                          по-
 надъ  логическими  категоріями  должны  преобладать  психо-  зволяет!,  время  и  силы можетъ  быть  расширен!,,  (если пего
                                           вішочепіемт»
                                 учащихся)
                                                      въ
 логическія.   аналитической  геометріи,  диффереиціалыіаго  и  интеграль-
 Въ  преподаваніи  словесности  ночзія  и  изящная  проза  на го  исчислений.
 не  должны  пользоваться  нреимуществомъ  передъ  остальной  Практическая  часть  математики  (р шеніе  вадачъ)  должна
 литературой.  Тсорія  словесности  должна  быть  изучаема  въ  быть  поставлена  выше  теоретической.  ѣ
 нонцѣ  курса  и  представлять  собою  выводъ  нзъ  исторіи
 литературы.   Музыка  въ  реальной  школѣ  теряетъ  зпачепіе;  рпсова-
 Исторія  литературы  получаетъ  при  такомъ  взглядѣ  пер-  піе  получаетъ  практическое  (техническое)  паиравлепіе.
 венствующее  значеиіе.
 Исторія  литературы  должна  включить  (въ  хроиологи-
                      ѣ
 ческомъ  норядкѣ)  всѣ  лнтературоыя  направленія.  За  отсут-  Разсмотр ніе  существенных!,  особенностей  реальной  и
                                              ѣ
 стціемъ  эстетическаго  мйрила  литературиыя  явленія  оцѣ-  классической  школь  позволяет!,  сдѣ лать  сл дующіе  выводы:
 ниваются  сь  исторической  точки  зр нія.  Различіе  между  классической  п  реальной  школами  есть
 ѣ
                                      ѣ
 Психологическая  критика  вступаетъ  въ  своп  права.  глубокое  разлмчіе,  обнимающее  ц лн,  методы,  формы  обуче-
 Исторія  и  географія,  какъ  предметы  преподаванія,  ио-  нія  я  сиптезъ  научиаго  зианія.
 лучаютъ  важное  зиаченіе.  Классическая  школа  основана  на  существенно  ипыхт.
 Исторія  получаетъ  характеръ  эволюцін  культуры.  За-  логических!,  катсгоріяхъ,  чѣмъ  реальная,  и  направлена  болѣе
                               явледій,
                                              объясиенію
 дачи  исторіи  (съ  реалистической  точки  зр нія)  — пайти  со-  къ  поішмапііо  сущности  реальная  чймь  къ  напротив!,,  усло-
 ѣ
                  возпикпопенія;
              ихъ
                                                        стре-
                                       школа,
           ніій
 вокуішость  законовь  или  методовъ  посл довательиыхъ  пере-  мится  къ  объяснение  явленій,  ихь  вознпкновеиія  и  роста.
 ѣ
 м иъ,  безъ  отношеиія  къ  вопросу  о  смыслѣ  н  цѣ ли  истори-
 ѣ
                       различіе,
               Глубокое
                                                  классической
                                            между
 ческая  процесса.  и  реальной  школами,  не существующее  уніічтожеиъ  иеключе-
                                можетъ
                                      быть
 Въ  географіи  и  исторіи  много  внимаиія  удйляется  ало-  ніемь  одшіхъ  предметов!,  и  замйной  ихъ  другими:  одно  нре-
 гическому  элементу  (физическойиисторической  необходимости).
   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49