Page 41 - Классическое и реальное образование
P. 41

Однако,  естественный  науки  существовали  у  классиче-
                      скихъ  народовъ.  Самъ  Аристотель  оставилъ  намъ  сочішенія            При  изучсніи  какой-либо  формы  животной  или  расти-
                                                                                                  с
                      по  естественной  исторіи,  между  прочимъ  «Исторію  ЖІІВОТ-        тельной ледуете  обращать  вниманіе  на  плане,  выражающійся
                                                                                                                    ѣ
                      ныхъ»,  которой  «безе  удивленія  не  могъ  читать  Кювье:          въ  формѣ,  на  внутреннюю  ц ль  и  смысле  организаціи  и
                      въ  пей  все  колоссально,  все  изумляете,  все  удивляете».        общею  мыслыо  связывать  разнообразный  частности.
                      (Извѣ стенъ  также  ученике  его,  Теофрасте  своиме  сочіше-            Не  слѣ дуетъ  останавливаться  иа  уклопеніяхь,  аиома-
                                                                                                                ѣ
                      ніемь  «о растеніяхе»  ).                                            ліяхе,  уродстнахе;  не  сл дустъ  распространяться  о  вліяніи
                          Всматриваясь  ближе,  мы  увидпме,  что  изсл дованія            внешнихъ  условій,  могущихе  произвести  какое-либо  укло-
                                                                ѣ
                                                                                                    нормального
                                                                                                                               ѣ
                      греческаго  философа  касались  онредѣленій,  классификаціи,         иеніе  отъ иа      о тина,  вообще,  не сл дуете  останав-
                                                                                                                 соотноніеніи
                                                                                                                                           и
                                                                                           ливаться
                                                                                                                            между
                                                                                                                                  стрсеиіемъ
                                                                                                       вонросѣ
                      вообще  систематизаціи  B e  этой  области  one  великъ  Част-       шизныо  организма  и  вн шней  среды:  зпаніе  такого  рода
                                                                                                                ѣ
                      ный  изслѣдованін  не были  задачей  ни  Аристотеля,  ни  гре-       соотношения  весьма  важно,  когда  мы  желаеме  объяснить
                      ческой  науки.                                                       индивидуальное  уклоненіе  и  не  им етъ  никакого  значепія
                          Если  допустить  преподаваніе  естествеішыхъ  науке  в ъ         при  опрсдѣлепіп  тина.      ѣ
                      классической  школ ,  уступая  духу  времени  или  лучше  ска-
                                     ѣ
                      зать,  подражая  западно  европейской  школе  в ъ  ея  устункахь         Сравниваемый  жпвотпыя  или  растеиія  должны  быть  раз-
                                                                                                      в
                     духу  времени,  то  нреиодаваніе  естествеыыыхъ  науке  должно        смотрѣ ны  во сѣ хе  существеиныхе  нризнакахъ  и  иа  этоме
                     Припять  такой  обіцій  виде:                                         основаиіи  сделано  заклгоченіе  о  сущности  того  или  другого
                         Внимаиіе  учеимкове  должно  быть  обращено  нреиму-              типа  и  на  обороте  (иначе  сравнительный  элементе  поте-
                                                                                                 всякое
                                                                                                                    морфологпческія
                                                                                                                  е
                                                                                                               т.
                     ществепно  па  марфологію  и  систематику.                            ряете служить  значеніе), систематики.  аналогіи  дол-
                                                                                                       ц лямъ
                                                                                           жны
                         Гораздо  менѣе  следуете  заниматься  анатоміей,  тѣ мь                        ѣ
                                                                                               Само
                                                                                                                                   моменте
                                                                                                                        эстетическій
                                                                                                                                          в ъ
                     болѣс  физіологіей.                                                   нреподаваши собою  разумеется,  что  можно  (особенно  в ь  фта-
                                                                                                       должеиъ
                                                                                                              быть,
                          Біологія,  филогенія,  гистологія  должны  быть  совс мь         никЬ),  войти  в ъ  своп  права.  гдѣ
                                                                    ѣ
                     исключены  иве  курса  классической  школы.
                         Вь  минералогіи  должно  обращать  вниманіе  нреиму-                           II.  Р е а л ь н а я  ш к о л а .
                     ществеішо  на  крпсталлографію.
                         Химія  и  физика  должны  быть  сокращены  до  тшішішГа.              Преиодаппиіе  в ь  реальной  школѣ  должно  основываться
                         При  нзучеиіи  естесгвенныхе  науке  елt»дуете  прене-            иа  ииыхъ  иачалахе.
                     брегать  переходными  формами  и  останавливаться  только на               11с  требуется  строгая  систематичность  в е  нреподаваніи.
                     резко  определившихся.                                                     Имѣется  в е  виду  болѣс  развитіе  способностей,  чѣ мъ
                          Не  слѣ дуете  долго  останавливаться  иа  низшихъ  фор-         дисциплина  ума.
                     махе.  Наиболее  подробно  должна  быть  пройдена  естествен-              Методъ  преобладаете  наде  формой,  а  изъ  методове  пре-
                     ная  исторія  человека.                                                обладающее  значеніе  получаете  опытный.
   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46