Page 37 - Классическое и реальное образование
P. 37
с
Космологія—паука о мір , какъ художсствснномъ цѣ - л и гі и, образованію, торговле, промышленности совпадает» ъ
ѣ
ломъ— есть наука будущего. Сл дуя тому пути, который какими нибудь целями государства, а не есть иаслѣдіе ис-
ѣ
избрала современная наука, достигнуть этой цѣли нельзя. торіи? Повсюду мы видимъ смѣ шеніе элементов!, необходи-
Пзслѣдун движеиіе, процессы, изм ненія, нельзя создать мости съ элементами свободной, разумной, творческой дея-
ѣ
цельного, замкнута го въ себѣ понятія космоса Во всякомъ тельности человека, следующей цели, системе, плану.
случае, космологія есть предмета академического преподаванія. Классическое прснодаваніе политической географіи дол-
Если въ классической школе допустить преподаваніе жио-бы указать сначала нормы культурных!» формъ быта
ѣ
нсторіи, то это долженъ быть рядт» сжатыхъ монографій для каждаго государства, a зат мъ, подъ руководством!, та-
(прагматического характера), изъ которыхъ каждая должна вихъ иормъ, разематривать отиошенія нолитико-географи-
обнимать одипъ какой нибудь періодъ (высшаго проявлеиія ческихъ элементов!» каждаго государства.
формъ жизни) и концентрировать стремления и цѣли совре- За невозможностью такого преподаванія, географія, какъ
мелинков'ь въ одной личности, сознательно, систематически сборник!» частныхъ св д иій и алогических!, комбинацій,
ѣ
ѣ
стремившейся іп» осуществлении (реализаціи) своихъ пла- можетъ быть только терпима въ классической школе, въ
нов!» въ действительности. виду практических!, соображений.
Созерцаиіе типнческихъ формъ исторической жіщии было- Равнымъ образомъ, историческіе методы должны быть
бы лучше и ближе къ античному складу ііоіііімаиія, но, допускаемы въ классической школе только въ силу необхо-
ѣ
какъ я уже сказалъ, это-скорее ц ль академического нре- димости, въ самыхъ ограниченныхъ разм рахъ. Я могъ-бы
ѣ
пода ванія, чем!» гимиазическаго. сказать: какъ ядовитое растеиіе, какъ сорная трава они
ѣ
Географія (собственно космографія) съ классической должны быть вырываемы съ корнемъ. По сл дуетъ сделать
ядъ
дозахъ—л карство.
въ
ѣ
точки зреиія должна быть системой міра, отражающей въ оговорку: размерах!, малыхъ влечегь смерть. Только въ
болышіхъ
oui,
себѣ мысль Великого Художника Такой географіи нѣ тъ.
Чтобы приблизить современную географію къ классической Исторія въ классическом!, смысле, какъ рядъ пласти-
точке зренін, надо но ВОЗМОЖНОСТИ исключить изъ вся эле- ческих!, образоіп», или сменяющихся драматическихъ группъ,
мент!» слепой необходимости (алогический), все единичное и иеторіи, какъ величественный эпосъ, Иліада и Одиссея чело-
в
индивидуальное, и сообщать те зрѣиіи, въ которыхъ обна- веческой жизни,—такая исторін могла-бы найти место н ъ
руживается закоігь или целесообразность Такъ, напр., въ классической школе; но такой исторіи теперь не шшіутъ.
физической reo граф in весьма важны сведЬіііи о ііаііравлеіііихъ
гориыхъ цепей, р къ, о морских!» течеиіяхъ, вЬтрахъ, о по- С. ДІАЛЕКТИКА (логика).
ѣ
ясахъ флоры, фауны — В ъ политической географіп заметно Логику безусловно ел дуегь преподавать въ классиче-
ѣ
не менее, чем!» ъ физической вліяпіе слепой необходимости, ской школе.
в
физической и исторической (логика фактов!,). Развѣ госу- Логика должна быть формальной.
дарство по плану распределило иаселеніс на своей терри- Методологія должна быть изучаема но возможности
торіи? Разве существующая классификацін иассленія no рс-
кратко. Это справедливо особенно въ ирішѣ неніи къ иидук-