Page 37 - Классическое и реальное образование
P. 37

с
                           Космологія—паука  о  мір ,  какъ  художсствснномъ  цѣ -   л и гі и,  образованію,  торговле,  промышленности  совпадает» ъ
                                                ѣ
                       ломъ—  есть  наука  будущего.  Сл дуя  тому  пути,  который   какими  нибудь  целями  государства,  а  не  есть  иаслѣдіе  ис-
                                                   ѣ
                       избрала  современная  наука,  достигнуть  этой  цѣли  нельзя.  торіи?  Повсюду  мы  видимъ  смѣ шеніе  элементов!,  необходи-
                       Пзслѣдун  движеиіе,  процессы,  изм ненія,  нельзя  создать   мости  съ  элементами  свободной,  разумной,  творческой  дея-
                                                     ѣ
                       цельного,  замкнута го  въ  себѣ  понятія  космоса  Во  всякомъ  тельности  человека,  следующей  цели,  системе,  плану.
                       случае,  космологія  есть  предмета  академического  преподаванія.  Классическое  прснодаваніе  политической  географіи  дол-
                           Если  въ  классической  школе  допустить  преподаваніе     жио-бы  указать  сначала  нормы  культурных!»  формъ  быта
                                                                                                               ѣ
                       нсторіи,  то  это  долженъ  быть  рядт»  сжатыхъ  монографій   для  каждаго  государства,  a  зат мъ,  подъ  руководством!,  та-
                       (прагматического  характера),  изъ  которыхъ  каждая  должна   вихъ  иормъ,  разематривать  отиошенія  нолитико-географи-
                       обнимать  одипъ  какой  нибудь  періодъ  (высшаго  проявлеиія  ческихъ  элементов!»  каждаго  государства.
                       формъ  жизни)  и  концентрировать  стремления  и  цѣли  совре-     За  невозможностью  такого  преподаванія,  географія,  какъ
                       мелинков'ь  въ  одной  личности,  сознательно,  систематически  сборник!»  частныхъ  св д иій  и  алогических!,  комбинацій,
                                                                                                        ѣ
                                                                                                          ѣ
                       стремившейся  іп»  осуществлении  (реализаціи)  своихъ  пла-   можетъ  быть  только  терпима  въ  классической  школе,  въ
                       нов!»  въ  действительности.                                   виду  практических!,  соображений.
                           Созерцаиіе  типнческихъ  формъ  исторической  жіщии  было-     Равнымъ  образомъ,  историческіе  методы  должны  быть
                       бы  лучше  и  ближе  къ  античному  складу  ііоіііімаиія,  но,  допускаемы  въ  классической  школе  только  въ  силу  необхо-
                                                                                                                        ѣ
                       какъ  я  уже  сказалъ,  это-скорее  ц ль  академического  нре-  димости,  въ  самыхъ  ограниченныхъ  разм рахъ.  Я  могъ-бы
                                                     ѣ
                       пода ванія,  чем!»  гимиазическаго.                            сказать:  какъ  ядовитое  растеиіе,  какъ  сорная  трава  они
                                                                                                                          ѣ
                           Географія  (собственно  космографія)  съ  классической     должны  быть  вырываемы  съ  корнемъ.  По  сл дуетъ  сделать
                                                                                               ядъ
                                                                                                              дозахъ—л карство.
                                                                                                   въ
                                                                                                                     ѣ
                       точки  зреиія  должна  быть  системой  міра,  отражающей  въ   оговорку:  размерах!, малыхъ влечегь  смерть.  Только  въ
                                                                                      болышіхъ
                                                                                                       oui,
                       себѣ  мысль  Великого  Художника  Такой  географіи  нѣ тъ.
                       Чтобы  приблизить  современную  географію  къ  классической        Исторія  въ  классическом!,  смысле,  какъ  рядъ  пласти-
                       точке  зренін,  надо  но  ВОЗМОЖНОСТИ  исключить  изъ  вся  эле-  ческих!,  образоіп»,  или сменяющихся  драматическихъ  группъ,
                       мент!»  слепой  необходимости  (алогический),  все  единичное  и  иеторіи,  какъ  величественный  эпосъ,  Иліада  и  Одиссея  чело-
                                                                                                                                     в
                       индивидуальное,  и  сообщать  те  зрѣиіи,  въ  которыхъ  обна-  веческой  жизни,—такая  исторін  могла-бы  найти  место  н ъ
                       руживается  закоігь  или  целесообразность  Такъ,  напр.,  въ  классической  школе;  но  такой  исторіи  теперь  не  шшіутъ.
                       физической  reo граф in  весьма  важны  сведЬіііи  о  ііаііравлеіііихъ
                       гориыхъ  цепей,  р къ,  о  морских!»  течеиіяхъ,  вЬтрахъ,  о по-           С.  ДІАЛЕКТИКА  (логика).
                                     ѣ
                       ясахъ  флоры,  фауны  — В ъ  политической  географіп  заметно      Логику  безусловно  ел дуегь  преподавать  въ  классиче-
                                                                                                           ѣ
                       не  менее,  чем!» ъ  физической  вліяпіе  слепой  необходимости,  ской  школе.
                                    в
                       физической  и  исторической  (логика  фактов!,).  Развѣ  госу-     Логика  должна  быть  формальной.
                       дарство  по  плану  распределило  иаселеніс  на  своей  терри-     Методологія  должна  быть  изучаема  но  возможности
                       торіи?  Разве  существующая  классификацін  иассленія  no рс-
                                                                                      кратко.  Это  справедливо  особенно  въ  ирішѣ неніи  къ  иидук-
   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42