Page 33 - Классическое и реальное образование
P. 33

Фанатизме  обнаруживается  въ  антипатіи  къ  догмати-      перешла  в ъ  средневековую  школу,  a  зат ме  в ъ школу  ново-
                                                                                                                        ѣ
                       ческимь  системаме  и  в ь  защитѣ  реалистичесвихъ  методове.  европейскую  классическу  ю.
                           Филантропизме  нришілъ  форму  помощи  труду,  а не             Предметами  прсподаванія  в е  классической  школѣ  слу-
                       сод йствія  счастію  и  совершенству  челов ческому.            жили:  trivium  (грамматика,  реторика,  діалектика)  и  quadrivium
                          ѣ
                                                         ѣ
                           Формализме  обнаруживается  в ь  методахе  и  называется   (ариѳметика,  геометрія,  астрономія,  музыка).
                       строго  научныме,  изищнимъ  изслѣдованіемъ.  Изящества  в ъ       Тѣ  же  учебные  предметы  преподаются  и  въ  настоящее
                       изложеніи  не  требуется.                                      время  в е  классической  школѣ.
                           Эвдемонизме-не  счастливое  состониіе,  a  счастіе  в е        Измѣнились  названія:  реторика  названа  теоріей  словес-
                       труд ,  в ь  деятельности.                                     ности  (со включеніемь  исторіи  литературы),  діалектика—
                          ѣ
                           Эвристическій,  возбуждающій  мыслительную  деятель-       логикой,  астрономія—космографіей.  Курсе  арімметики  іопол-
                       ность  (безе  онредѣлешіаго  направленія)  методе  в ъ  педаго-  иепь  курсоме  алгебры.  Изь  искусстве,  кромѣ  музыки,  пре-
                       гике  является  господствующими.                               подается  рисованіс.  Впрочсмъ,  графика  преподавалась  и е
                                                                                                                                     в
                           Энергія —освобожденная  сила,  проявляющаяся  в ъ  кипу-   древней  классической  школѣ.  Надо,  однако,  зам тить,  что
                                                                                                                               ѣ
                       чей  деятельности.  Лишенная  руководящих!,  указаиій,  да-    измѣненіемъ  иазвапій,  изменились  въ  значительной  степени
                       ваемых!,  категоріями  цѣли  и  формы,  она  обращаете  совре-  характере  и  панравленіе  нреподаванія  означешшхъ  предме-
                       менное  человечество  в ъ  perpetuum  mobile,  в е  В чнаго  Жида,  товъ.
                                                              ѣ
                       осуждая  его  на  непрерывное  блужданіе,  на  лихорадочную        ГІосмотриме,  каковъ  должеиъ  быть  истинный  характере
                       деятельность,  но  не давая  ему  ни  поэзіи,  ни  счастья.    пренодаваиія  учебныхь  предметов-!,  в ь  классической  школѣ
                           Энтузіазма  не  можете  быть  въ  д ятельноме  начале      (въ  соотв тствін  съ  характером!,  и  нанравлешеме  классиче-
                                                         ѣ
                                                                                              ѣ
                       реализма,  если  не называть  энтузіазмомъ  увлеченія  какой-  ской  науки).
                       нибудь  фо|)мой  деятельности.
                           Эстетика  доступна  реализму  настолько,  насколько  вклю-                 А.  ГРАММАТИКА.
                       чаете  в ь  себя  искусную  механическую  работу.                  Курсе  грамматики  должене  быть  нройденъ  системати-
                           Знаменитое  философское  «я»  есть  просто  форма  мыпі-   чески.
                       ленія  и  деятельности,  изменяющаяся  иоде  вліиніемъ  вн ш-      Курсе  фонетики  долитые  быть  краткиме.
                                                                     ѣ
                       нихь  условій.                                                     Гораздо  больше,  ч ме  на  этимологію,  должно  быть  обра-
                                                                                                         ѣ
                                                                                      щено  виимаиіе  на  синтаксисе  простаго  и  сложнаго  предло-
                                     I.  К л а с с и ч е с к а я  ш к о л а .
                                                                                      женія  и  иеріодовъ.  Должно  разематривать  предпочтительно
                           Классическая  наука  определила  характере  и  направле-   правильный  формы  рѣчи  ( а  не  уклонепія).  Образцы  для
                       ніе  гуманистической  школы,  а  также  объеме  и  содсржаиіе  разбора  сл дуетъ  заимствовать  изе  поазіи  и изящной  прозы.
                                                                                              ѣ
                       іфеиодавасмыхъ  в е  ней  предметовъ.                              Грамматика  не должна  быть  исторической.  В ь  класси-
                           Энциклоиедія  пауке,  сложившаяся  в ь  алексаидрійскій    ческой  школѣ  курсе  исторической  грамматики  должень  быть
                       періоде  греческой  образованности,  была  усвоена  римлянами,
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38