Page 34 - Классическое и реальное образование
P. 34

Фанатизме  обнаруживается  въ  антипатіи  къ  догмати-  перешла  в ъ  средневековую  школу,  a  зат ме  в ъ школу  ново-
                                        ѣ
 ческимь  системаме  и  в ь  защитѣ  реалистичесвихъ  методове.  европейскую  классическу  ю.
 Филантропизме  нришілъ  форму  помощи  труду,  а не   Предметами  прсподаванія  в е  классической  школѣ  слу-
 сод йствія  счастію  и  совершенству  челов ческому.  жили:  trivium  (грамматика,  реторика,  діалектика)  и  quadrivium
 ѣ
 ѣ
 Формализме  обнаруживается  в ь  методахе  и  называется  (ариѳметика,  геометрія,  астрономія,  музыка).
 строго  научныме,  изищнимъ  изслѣдованіемъ.  Изящества  в ъ   Тѣ  же  учебные  предметы  преподаются  и  въ  настоящее
 изложеніи  не  требуется.  время  в е  классической  школѣ.
 Эвдемонизме-не  счастливое  состониіе,  a  счастіе  в е   Измѣнились  названія:  реторика  названа  теоріей  словес-
 труд ,  в ь  деятельности.  ности  (со включеніемь  исторіи  литературы),  діалектика—
 ѣ
 Эвристическій,  возбуждающій  мыслительную  деятель-  логикой,  астрономія—космографіей.  Курсе  арімметики  іопол-
 ность  (безе  онредѣлешіаго  направленія)  методе  в ъ  педаго-  иепь  курсоме  алгебры.  Изь  искусстве,  кромѣ  музыки,  пре-
 гике  является  господствующими.  подается  рисованіс.  Впрочсмъ,  графика  преподавалась  и е
                                                      в
 Энергія —освобожденная  сила,  проявляющаяся  в ъ  кипу-  древней  классической  школѣ.  Надо,  однако,  зам тить,  что
                                                ѣ
 чей  деятельности.  Лишенная  руководящих!,  указаиій,  да-  измѣненіемъ  иазвапій,  изменились  въ  значительной  степени
 ваемых!,  категоріями  цѣли  и  формы,  она  обращаете  совре-  характере  и  панравленіе  нреподаванія  означешшхъ  предме-
 менное  человечество  в ъ  perpetuum  mobile,  в е  В чнаго  Жида,  товъ.
 ѣ
 осуждая  его  на  непрерывное  блужданіе,  на  лихорадочную  ГІосмотриме,  каковъ  должеиъ  быть  истинный  характере
 деятельность,  но  не давая  ему  ни  поэзіи,  ни  счастья.  пренодаваиія  учебныхь  предметов-!,  в ь  классической  школѣ
 Энтузіазма  не  можете  быть  въ  д ятельноме  начале  (въ  соотв тствін  съ  характером!,  и  нанравлешеме  классиче-
 ѣ
               ѣ
 реализма,  если  не называть  энтузіазмомъ  увлеченія  какой-  ской  науки).
 нибудь  фо|)мой  деятельности.
 Эстетика  доступна  реализму  настолько,  насколько  вклю-  А.  ГРАММАТИКА.
 чаете  в ь  себя  искусную  механическую  работу.  Курсе  грамматики  должене  быть  нройденъ  системати-
 Знаменитое  философское  «я»  есть  просто  форма  мыпі-  чески.
 ленія  и  деятельности,  изменяющаяся  иоде  вліиніемъ  вн ш-  Курсе  фонетики  долитые  быть  краткиме.
 ѣ
 нихь  условій.  Гораздо  больше,  ч ме  на  этимологію,  должно  быть  обра-
                         ѣ
       щено  виимаиіе  на  синтаксисе  простаго  и  сложнаго  предло-
 I.  К л а с с и ч е с к а я  ш к о л а .
       женія  и  иеріодовъ.  Должно  разематривать  предпочтительно
 Классическая  наука  определила  характере  и  направле-  правильный  формы  рѣчи  ( а  не  уклонепія).  Образцы  для
 ніе  гуманистической  школы,  а  также  объеме  и  содсржаиіе  разбора  слѣ дуетъ  заимствовать  изе  поазіи  и изящной  прозы.
 іфеиодавасмыхъ  в е  ней  предметовъ.  Грамматика  не должна  быть  исторической.  В ь  класси-
 Энциклоиедія  пауке,  сложившаяся  в ь  алексаидрійскій  ческой  школѣ  курсе  исторической  грамматики  должень  быть
 періоде  греческой  образованности,  была  усвоена  римлянами,
   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39