Page 34 - Классическое и реальное образование
P. 34
Фанатизме обнаруживается въ антипатіи къ догмати- перешла в ъ средневековую школу, a зат ме в ъ школу ново-
ѣ
ческимь системаме и в ь защитѣ реалистичесвихъ методове. европейскую классическу ю.
Филантропизме нришілъ форму помощи труду, а не Предметами прсподаванія в е классической школѣ слу-
сод йствія счастію и совершенству челов ческому. жили: trivium (грамматика, реторика, діалектика) и quadrivium
ѣ
ѣ
Формализме обнаруживается в ь методахе и называется (ариѳметика, геометрія, астрономія, музыка).
строго научныме, изищнимъ изслѣдованіемъ. Изящества в ъ Тѣ же учебные предметы преподаются и въ настоящее
изложеніи не требуется. время в е классической школѣ.
Эвдемонизме-не счастливое состониіе, a счастіе в е Измѣнились названія: реторика названа теоріей словес-
труд , в ь деятельности. ности (со включеніемь исторіи литературы), діалектика—
ѣ
Эвристическій, возбуждающій мыслительную деятель- логикой, астрономія—космографіей. Курсе арімметики іопол-
ность (безе онредѣлешіаго направленія) методе в ъ педаго- иепь курсоме алгебры. Изь искусстве, кромѣ музыки, пре-
гике является господствующими. подается рисованіс. Впрочсмъ, графика преподавалась и е
в
Энергія —освобожденная сила, проявляющаяся в ъ кипу- древней классической школѣ. Надо, однако, зам тить, что
ѣ
чей деятельности. Лишенная руководящих!, указаиій, да- измѣненіемъ иазвапій, изменились въ значительной степени
ваемых!, категоріями цѣли и формы, она обращаете совре- характере и панравленіе нреподаванія означешшхъ предме-
менное человечество в ъ perpetuum mobile, в е В чнаго Жида, товъ.
ѣ
осуждая его на непрерывное блужданіе, на лихорадочную ГІосмотриме, каковъ должеиъ быть истинный характере
деятельность, но не давая ему ни поэзіи, ни счастья. пренодаваиія учебныхь предметов-!, в ь классической школѣ
Энтузіазма не можете быть въ д ятельноме начале (въ соотв тствін съ характером!, и нанравлешеме классиче-
ѣ
ѣ
реализма, если не называть энтузіазмомъ увлеченія какой- ской науки).
нибудь фо|)мой деятельности.
Эстетика доступна реализму настолько, насколько вклю- А. ГРАММАТИКА.
чаете в ь себя искусную механическую работу. Курсе грамматики должене быть нройденъ системати-
Знаменитое философское «я» есть просто форма мыпі- чески.
ленія и деятельности, изменяющаяся иоде вліиніемъ вн ш- Курсе фонетики долитые быть краткиме.
ѣ
нихь условій. Гораздо больше, ч ме на этимологію, должно быть обра-
ѣ
щено виимаиіе на синтаксисе простаго и сложнаго предло-
I. К л а с с и ч е с к а я ш к о л а .
женія и иеріодовъ. Должно разематривать предпочтительно
Классическая наука определила характере и направле- правильный формы рѣчи ( а не уклонепія). Образцы для
ніе гуманистической школы, а также объеме и содсржаиіе разбора слѣ дуетъ заимствовать изе поазіи и изящной прозы.
іфеиодавасмыхъ в е ней предметовъ. Грамматика не должна быть исторической. В ь класси-
Энциклоиедія пауке, сложившаяся в ь алексаидрійскій ческой школѣ курсе исторической грамматики должень быть
періоде греческой образованности, была усвоена римлянами,