Page 35 - Классическое и реальное образование
P. 35
Въ отношеніи теоретическом'!, целыо ирсиодананія должна
признанъ излишнимъ. Необходимѣйшін св д пія изъ исторіи быть любовь къ авторами и понішаиіе ихъ, а въ практи-
ѣ
ѣ
языка могутъ быть допущены только но окончаніи курса ческом'!,— изящная речь.
систематической грамматики. Умственное развитіе пріобрѣтастся попутно и ни въ
Сравнительный элементъ въ грамматикѣ долженъ быть какомъ случаѣ не должно быть обращаемо въ исключитель-
ограниченъ. Сначала должны быть усвоены и прочно закре- ную цѣ ль преподавании.
плены въ памяти ученика совершенныя формы выражепій; Умственное развитіе безъ дисциплины ума вредно.
потомъ уже можно сравнивать ихъ съ менѣе совершенными Возбуждая умственные и эстетическіе интересы, должно
формами (того же или другнхъ языковъ). указывать направлеиіе, давать нормы молодому уму. Когда
Основой грамматики должна служить логика, а ие иси- согнется деревцо, нельзя направить его къ небу.
хологія. Ни въ какомъ случай не сл дуетъ допускать господства
ѣ
В. Р Е Т О Р И К А (теорія и исторія литературы). въ классической школе историческа го и психологического
направлений въ изученіи литературы. Сюда же должно от-
Предметом!, изученія должна быть исключительно ноэзія нести и метафизическое ііаправлсіііе немецкой эстетики
и изящная проза. первой половины XIX в ка. Этпхъ иаправлеііій сл дуетъ
ѣ
ѣ
Теоріа слога (стилистика), прозы и иоэзін должна пред- избегать, какъ ядоиитыхъ растеній. Следовательно, должно
шествовать историко литературиымъ указаніямъ. преобладать эстетическое и отчасти филологическое изученіе
Исторія литературы можетъ иметь только второстепен- литературы.
ное зпачеиіе.
Ие место въ школе иесовсршеиствамъ и аиомаліямъ Къ реторикѣ (въ алексаидрійскій и римскій император-
языка и литературы. скій иеріоды) относили и изучеиіе исторіи и географіи въ
Должны быть изучаемы лучшія нроизведенія греческія и ва ч еетвѣ вспои о га тел ьна го средства.
латинскія, а изъ нов йшихъ литературъ—классическіи по Согласно съ складомъ и иаііравлеыіемъ аптичиаго ума
ѣ
духу и литературными формами. должны быть изучаемы не исторія и географія, а этика,
Литературный промзведенія романтической и натураль- политика и физика (космологія).
ной школъ должны отступить на второй и третій нлаиъ, Этическими нонятіями должно быть нропикиуто все ире-
если ие совсЬмъ исключены. По всякомъ случай, должно иодаваніе, т. е. выбора, матеріала п нанравленіе обучснія
заботиться о предуирежденіи вреда, какой они могуть при- (дисцинлииа ума). Въ настоящее время этика преподается
нести. самостоятельно па урокахъ Закона Божія (Нравствеинаго
При разборе образцовых!, литературных!, произведений Богословія).
важно вліяніе автора на душу ученика. Учитель долженъ Политика есть паука университетская (академическая)
отступать на второй иланъ. Они—только истолкователь и въ виду ся сложности и трудности. Это область нравовыхъ
комментатор!,. иормъ, а не эмннричеекпхъ обобщеыій.