Page 38 - Классическое и реальное образование
P. 38

с
 Космологія—паука  о  мір ,  какъ  художсствснномъ  цѣ -  л и гі и,  образованію,  торговле,  промышленности  совпадает» ъ
 ѣ
 ломъ—  есть  наука  будущего.  Сл дуя  тому  пути,  который  какими  нибудь  целями  государства,  а  не  есть  иаслѣдіе  ис-
 ѣ
                                ѣ
 избрала  современная  наука,  достигнуть  этой  цѣли  нельзя.  торіи?  Повсюду  мы  видимъ  см шеніе  элементов!,  необходи-
 Пзслѣдун  движеиіе,  процессы,  измѣ ненія,  нельзя  создать  мости  съ  элементами  свободной,  разумной,  творческой  дея-
 цельного,  замкнута го  въ  себѣ  понятія  космоса  Во  всякомъ  тельности  человека,  следующей  цели,  системе,  плану.
 случае,  космологія  есть  предмета  академического  преподаванія.  Классическое  прснодаваніе  политической  географіи  дол-
 Если  въ  классической  школе  допустить  преподаваніе  жио-бы  указать  сначала  нормы  культурных!»  формъ  быта
                                ѣ
 нсторіи,  то  это  долженъ  быть  рядт»  сжатыхъ  монографій  для  каждаго  государства,  a  зат мъ,  подъ  руководством!,  та-
 (прагматического  характера),  изъ  которыхъ  каждая  должна  вихъ  иормъ,  разематривать  отиошенія  нолитико-географи-
 обнимать  одипъ  какой  нибудь  періодъ  (высшаго  проявлеиія  ческихъ  элементов!»  каждаго  государства.
 формъ  жизни)  и  концентрировать  стремления  и  цѣли  совре-  За  невозможностью  такого  преподаванія,  географія,  какъ
 мелинков'ь  въ  одной  личности,  сознательно,  систематически  сборник!»  частныхъ  свѣ д иій  и  алогических!,  комбинацій,
                          ѣ
 стремившейся  іп»  осуществлении  (реализаціи)  своихъ  пла-  можетъ  быть  только  терпима  въ  классической  школе,  въ
 нов!»  въ  действительности.  виду  практических!,  соображений.
 Созерцаиіе  типнческихъ  формъ  исторической  жіщии  было-  Равнымъ  образомъ,  историческіе  методы  должны  быть
 бы  лучше  и  ближе  къ  античному  складу  ііоіііімаиія,  но,  допускаемы  въ  классической  школе  только  въ  силу  необхо-
 какъ  я  уже  сказалъ,  это-скорее  ц ль  академического  нре-  димости,  въ  самыхъ  ограниченныхъ  размѣ рахъ.  Я  могъ-бы
 ѣ
 пода ванія,  чем!»  гимиазическаго.  сказать:  какъ  ядовитое  растеиіе,  какъ  сорная  трава  они
 Географія  (собственно  космографія)  съ  классической  должны  быть  вырываемы  съ  корнемъ.  По  слѣ дуетъ  сделать
               ядъ
                    въ
                               дозахъ—л карство.
                                      ѣ
 точки  зреиія  должна  быть  системой  міра,  отражающей  въ  оговорку:  размерах!, малыхъ влечегь  смерть.  Только  въ
      болышіхъ
                        oui,
 ѣ
 себѣ  мысль  Великого  Художника  Такой  географіи  н тъ.
 Чтобы  приблизить  современную  географію  къ  классической  Исторія  въ  классическом!,  смысле,  какъ  рядъ  пласти-
 точке  зренін,  надо  но  ВОЗМОЖНОСТИ  исключить  изъ  вся  эле-  ческих!,  образоіп»,  или сменяющихся  драматическихъ  группъ,
 мент!»  слепой  необходимости  (алогический),  все  единичное  и  иеторіи,  какъ  величественный  эпосъ,  Иліада  и  Одиссея  чело-
                                                      в
 индивидуальное,  и  сообщать  те  зрѣиіи,  въ  которыхъ  обна-  веческой  жизни,—такая  исторін  могла-бы  найти  место  н ъ
 руживается  закоігь  или  целесообразность  Такъ,  напр.,  въ  классической  школе;  но  такой  исторіи  теперь  не  шшіутъ.
 физической  reo граф in  весьма  важны  сведЬіііи  о  ііаііравлеіііихъ
 гориыхъ  цепей,  р къ,  о  морских!»  течеиіяхъ,  вЬтрахъ,  о по-  С.  ДІАЛЕКТИКА  (логика).
 ѣ
 ясахъ  флоры,  фауны  — В ъ  политической  географіп  заметно  Логику  безусловно  елѣ дуегь  преподавать  въ  классиче-
 в
 не  менее,  чем!» ъ  физической  вліяпіе  слепой  необходимости,  ской  школе.
 физической  и  исторической  (логика  фактов!,).  Развѣ  госу-  Логика  должна  быть  формальной.
 дарство  по  плану  распределило  иаселеніс  на  своей  терри-  Методологія  должна  быть  изучаема  но  возможности
 торіи?  Разве  существующая  классификацін  иассленія  no рс-
       кратко.  Это  справедливо  особенно  въ  иріш неніи  къ  иидук-
                                          ѣ
   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43