Page 28 - Классическое и реальное образование
P. 28

-
 плана,  формы,  цѣли,  какъ  внутрснняго  основанія  для  един-  Мистицизм !,  неионятенъ  для  реалиста,  такт,  какъ  выхо-
 ства  целого);  въ  индуктивной  —въ  смыслѣ  внешней  (реаль-  дить  за  пределы  категорій  матеріи  и  движенія.
 ной)  причинной  связи,  основанной  на  опытѣ.  Поэзія  (н  миѳологія)—область  идсаловъ,  иормъ,  веч-
 За кош»  тождества  въ  формальной  логик!»  долженъ  ных !,  формъ,  типовъ  нс  гармонируютъ  съ  вечно  текучнмъ
           -
 быть  ношімаемъ  въ  смыслѣ  неизменности  едмнаго  начала  процсссомъ,  отвергаются,  какъ  пустыя  выдумки,  результатъ
 во  всВхъ  чаетныхъ  нроянлешяхъ;  въ  индуктивной-въ  младенческаго  состоят'«  ума.
 смыслѣ  равенства  нонятія  сумме  его  нризиаковъ,  следова-  Непрерывный  нроцессъ,  повидимому,  не  требуетъ  ряда
 тельно,  равенства  субъекта-сумме  его  предикатов !»,—  суб-  отдельных!,  моментовъ.
 -
 страта,  каіп»  деятельной  основы,  сумме  его  обиаруженій.  Монада  -  микрокосм !,—все  въ  одномъ—простая  суммар-
                            -
 Индуктивная  логика  (ars  inveniendi),  вращаясь  въ  пость,  безъ  малѣйшаго  намека  на  форму  цѣлаго,  на  идею.
 области  внешней  причинной  связи,  лишенной  характера  Моиотеизмъ—поклоиеніе  движенію,  прогрессу,  силе,  ма-
 внутренней  необходимости,  иолучаетъ  іфобабііліістическій  терит,  вера  въ  прогрессъ,  интеллектуальная  любовь  къ  Богу.
 характер  !,.  Бы воды  онытныхъ  наукъ  не  етпагг]  JAYJ,  НО  только  Мораль—поклопеніе  успеху,  силе,  богатству;  пропо-
 maiiç  (Илатонъ).  ведь  труда,  накопленія  богатства  (кристаллизовавшийся
 По  ноиятію  реализма,  человЬкъ  есть  коиія  съ  природы,  трудъ)  и  аксплоатаціи  ихъ.  Жизнь  д ятелыіая,  полная  борьбы,
                                     ѣ
 повторенное  пздапіс  ея  въ  уменьшенном'!,  виде,  а  это  зна-  энергіи,  имеющая  возможность  выхода,  обнаружснія,  есть
 чить,  съ  точки  зрТ.піи  реализма,  тождество  процессов !»  ма-  счастливая  жизпт».
 -
 теріалыіаго  и  духовнаго  міра.  О  цели  н  смысле  процессов !,,  Мышленіе  — процсссъ,  движете-  соедипсніе  и  разложс-
 -
 о  планѣ  макрокосма  п  микрокосма,  конечно,  петь  и  не
 можсть  быть  речи,  такт»  какъ  космосъ  разсматринается  иіе—ассоціаціи  разныхъ  видовъ.  Основа  всего  -  паблюдспіе
                                снскуляція).
                                           Разумъ
                                                     фанта-
 только  но  категоріямъ  модальности  и  отношенія.  (чувственное  созерцаиіс,  не идеи,  нормы,  системы,  и планъ  и
           -
         зія
             способности,
                        лающія
 Метафизика  пмѣетъ  своимъ  предметом !,  не  основы  бытія  направленіе  мышлепію—игнорируются.
 -
 или  сущность  его,  а  абсолютный  нроцессъ  (логический  или  Предмет!,  физичсскихъ  наукъ  есть  ученіе  о  движеніи
 механическіГі).   вещества,  гуманитарных!,  — вволюціи  верований,  нонятій,
 Метемпсихоз !,  не  только  невозможен!»,  но  не  нонятеыъ  учрежденій,  прогрессъ,  закономерный  нроцессъ  и  т.  д.  Вы-
 -
 съ  реалистической  точки  зрѣпія,  тать  какъ  требуетъ  дуали-  двинут!,  исторический  элемент!,  въ  пауке  права,  въ  филоло-
            в
 сти ческа го  понимаиія  формы  и  матеріп ъ  нхь  исзависішомъ  гіи, ъ  нсихологіи,  въ  литературной  критике  и  т.  д.  Изъ
 в
              -
 существованіи.   методов !,  пользуется  нредночтеніемъ  историко-генетическій.
 Мстохь  царить  въ  современной  науке.  Научные,  педа-  Номинализмъ  есть  существенный  признакъ  реализма:
 гоги чсскіе  методы  -  конін  процессов !,  природы  и  нсторіи.  отрицаніе  формы,  понятія  ante  rem  и  in  re.
 -
                                                  -
 Сама  природа  п  исторія  въ  сущности  безконечиый  про-  Реалнзмь  считает!»  объективизме  отличительным !»  своимъ
 з
 цесс !,,  а  си аконы-методы  двпжспін,  прогресса.  признакомъ—и  основательно.  Изучать  законы  двпженія
 -
   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33