Page 28 - Классическое и реальное образование
P. 28
-
плана, формы, цѣли, какъ внутрснняго основанія для един- Мистицизм !, неионятенъ для реалиста, такт, какъ выхо-
ства целого); въ индуктивной —въ смыслѣ внешней (реаль- дить за пределы категорій матеріи и движенія.
ной) причинной связи, основанной на опытѣ. Поэзія (н миѳологія)—область идсаловъ, иормъ, веч-
За кош» тождества въ формальной логик!» долженъ ных !, формъ, типовъ нс гармонируютъ съ вечно текучнмъ
-
быть ношімаемъ въ смыслѣ неизменности едмнаго начала процсссомъ, отвергаются, какъ пустыя выдумки, результатъ
во всВхъ чаетныхъ нроянлешяхъ; въ индуктивной-въ младенческаго состоят'« ума.
смыслѣ равенства нонятія сумме его нризиаковъ, следова- Непрерывный нроцессъ, повидимому, не требуетъ ряда
тельно, равенства субъекта-сумме его предикатов !»,— суб- отдельных!, моментовъ.
-
страта, каіп» деятельной основы, сумме его обиаруженій. Монада - микрокосм !,—все въ одномъ—простая суммар-
-
Индуктивная логика (ars inveniendi), вращаясь въ пость, безъ малѣйшаго намека на форму цѣлаго, на идею.
области внешней причинной связи, лишенной характера Моиотеизмъ—поклоиеніе движенію, прогрессу, силе, ма-
внутренней необходимости, иолучаетъ іфобабііліістическій терит, вера въ прогрессъ, интеллектуальная любовь къ Богу.
характер !,. Бы воды онытныхъ наукъ не етпагг] JAYJ, НО только Мораль—поклопеніе успеху, силе, богатству; пропо-
maiiç (Илатонъ). ведь труда, накопленія богатства (кристаллизовавшийся
По ноиятію реализма, человЬкъ есть коиія съ природы, трудъ) и аксплоатаціи ихъ. Жизнь д ятелыіая, полная борьбы,
ѣ
повторенное пздапіс ея въ уменьшенном'!, виде, а это зна- энергіи, имеющая возможность выхода, обнаружснія, есть
чить, съ точки зрТ.піи реализма, тождество процессов !» ма- счастливая жизпт».
-
теріалыіаго и духовнаго міра. О цели н смысле процессов !,, Мышленіе — процсссъ, движете- соедипсніе и разложс-
-
о планѣ макрокосма п микрокосма, конечно, петь и не
можсть быть речи, такт» какъ космосъ разсматринается иіе—ассоціаціи разныхъ видовъ. Основа всего - паблюдспіе
снскуляція).
Разумъ
фанта-
только но категоріямъ модальности и отношенія. (чувственное созерцаиіс, не идеи, нормы, системы, и планъ и
-
зія
способности,
лающія
Метафизика пмѣетъ своимъ предметом !, не основы бытія направленіе мышлепію—игнорируются.
-
или сущность его, а абсолютный нроцессъ (логический или Предмет!, физичсскихъ наукъ есть ученіе о движеніи
механическіГі). вещества, гуманитарных!, — вволюціи верований, нонятій,
Метемпсихоз !, не только невозможен!», но не нонятеыъ учрежденій, прогрессъ, закономерный нроцессъ и т. д. Вы-
-
съ реалистической точки зрѣпія, тать какъ требуетъ дуали- двинут!, исторический элемент!, въ пауке права, въ филоло-
в
сти ческа го понимаиія формы и матеріп ъ нхь исзависішомъ гіи, ъ нсихологіи, въ литературной критике и т. д. Изъ
в
-
существованіи. методов !, пользуется нредночтеніемъ историко-генетическій.
Мстохь царить въ современной науке. Научные, педа- Номинализмъ есть существенный признакъ реализма:
гоги чсскіе методы - конін процессов !, природы и нсторіи. отрицаніе формы, понятія ante rem и in re.
-
-
Сама природа п исторія въ сущности безконечиый про- Реалнзмь считает!» объективизме отличительным !» своимъ
з
цесс !,, а си аконы-методы двпжспін, прогресса. признакомъ—и основательно. Изучать законы двпженія
-