Page 27 - Классическое и реальное образование
P. 27

-
                       плана,  формы,  цѣли,  какъ  внутрснняго  основанія  для  един-      Мистицизм !,  неионятенъ  для  реалиста,  такт,  какъ  выхо-
                       ства  целого);  въ  индуктивной  —въ  смыслѣ  внешней  (реаль-  дить  за  пределы  категорій  матеріи  и  движенія.
                       ной)  причинной  связи,  основанной  на  опытѣ.                      Поэзія  (н  миѳологія)—область  идсаловъ,  иормъ,  веч-
                            За кош»  тождества  въ  формальной  логик!»  долженъ        ных !,  формъ,  типовъ  нс  гармонируютъ  съ  вечно  текучнмъ
                                                                                          -
                       быть  ношімаемъ  въ  смыслѣ  неизменности  едмнаго  начала       процсссомъ,  отвергаются,  какъ  пустыя  выдумки,  результатъ
                       во  всВхъ  чаетныхъ  нроянлешяхъ;  въ  индуктивной-въ            младенческаго  состоят'«  ума.
                       смыслѣ  равенства  нонятія  сумме  его  нризиаковъ,  следова-        Непрерывный  нроцессъ,  повидимому,  не  требуетъ  ряда
                       тельно,  равенства  субъекта-сумме  его  предикатов !»,—  суб-   отдельных!,  моментовъ.
                                                                  -
                       страта,  каіп»  деятельной  основы,  сумме  его  обиаруженій.        Монада  -  микрокосм !,—все  въ  одномъ—простая  суммар-
                                                                                                            -
                            Индуктивная  логика  (ars  inveniendi),  вращаясь  въ       пость,  безъ  малѣйшаго  намека  на  форму  цѣлаго,  на  идею.
                       области  внешней  причинной  связи,  лишенной  характера             Моиотеизмъ—поклоиеніе  движенію,  прогрессу,  силе,  ма-
                       внутренней  необходимости,  иолучаетъ  іфобабііліістическій      терит,  вера  въ  прогрессъ,  интеллектуальная  любовь  къ  Богу.
                       характер  !,.  Бы воды  онытныхъ  наукъ  не  етпагг]  JAYJ,  НО  только  Мораль—поклопеніе  успеху,  силе,  богатству;  пропо-
                            maiiç  (Илатонъ).                                           ведь  труда,  накопленія  богатства  (кристаллизовавшийся
                            По  ноиятію  реализма,  человЬкъ  есть  коиія  съ  природы,  трудъ)  и  аксплоатаціи  ихъ.  Жизнь  д ятелыіая,  полная  борьбы,
                                                                                                                    ѣ
                        повторенное  пздапіс  ея  въ  уменьшенном'!,  виде,  а  это  зна-  энергіи,  имеющая  возможность  выхода,  обнаружснія,  есть
                        чить,  съ  точки  зрТ.піи  реализма,  тождество  процессов !»  ма-  счастливая  жизпт».
                                                                   -
                       теріалыіаго  и  духовнаго  міра.  О  цели  н  смысле  процессов !,,  Мышленіе  — процсссъ,  движете-  соедипсніе  и  разложс-
                                                                       -
                       о  планѣ  макрокосма  п  микрокосма,  конечно,  петь  и  не
                       можсть  быть  речи,  такт»  какъ  космосъ  разсматринается       иіе—ассоціаціи  разныхъ  видовъ.  Основа  всего  -  паблюдспіе
                                                                                                                снскуляція).
                                                                                                                           Разумъ
                                                                                                                                    фанта-
                       только  но  категоріямъ  модальности  и  отношенія.              (чувственное  созерцаиіс,  не идеи,  нормы,  системы,  и планъ  и
                                                                                          -
                                                                                        зія
                                                                                            способности,
                                                                                                       лающія
                            Метафизика  пмѣетъ  своимъ  предметом !,  не  основы  бытія  направленіе  мышлепію—игнорируются.
                                                          -
                       или  сущность  его,  а  абсолютный  нроцессъ  (логический  или       Предмет!,  физичсскихъ  наукъ  есть  ученіе  о  движеніи
                       механическіГі).                                                  вещества,  гуманитарных!,  — вволюціи  верований,  нонятій,
                            Метемпсихоз !,  не  только  невозможен!»,  но  не  нонятеыъ  учрежденій,  прогрессъ,  закономерный  нроцессъ  и  т.  д.  Вы-
                                     -
                       съ  реалистической  точки  зрѣпія,  тать  какъ  требуетъ  дуали-  двинут!,  исторический  элемент!,  въ  пауке  права,  въ  филоло-
                                                                                            в
                       сти ческа го  понимаиія  формы  и  матеріп ъ  нхь  исзависішомъ  гіи, ъ  нсихологіи,  въ  литературной  критике  и  т.  д.  Изъ
                                                       в
                                                                                              -
                       существованіи.                                                   методов !,  пользуется  нредночтеніемъ  историко-генетическій.
                            Мстохь  царить  въ  современной  науке.  Научные,  педа-        Номинализмъ  есть  существенный  признакъ  реализма:
                       гоги чсскіе  методы  -  конін  процессов !,  природы  и  нсторіи.  отрицаніе  формы,  понятія  ante  rem  и  in  re.
                                                     -
                                                                                                                                 -
                           Сама  природа  п  исторія  въ  сущности  безконечиый  про-       Реалнзмь  считает!»  объективизме  отличительным !»  своимъ
                                  з
                       цесс !,,  а  си аконы-методы  двпжспін,  прогресса.              признакомъ—и  основательно.  Изучать  законы  двпженія
                           -
   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32