Page 22 - Классическое и реальное образование
P. 22
восііитаиіе вообще невозможно ст. точки зрѣнія реалисти- область оно. захватывает!., т мъ больше въ немъ элсмснтонъ
ѣ
ческой философіи, не признающей формъ (а только процессы"). прогресса.
Воспоминаніе и припоминаніе, какъ деятельность, реко- Стремленіе проникнуть въ сущность вещей, самоуглуб-
мендуются на каждомъ уроке; но память, понимаемая реа- леніе, созерцаніе, устойчивость состоянія, а не лихорадоч-
лизмом!,, какъ сумма знаній (а не система), признается ная ажитація—признаются признаком'!, застоя или в рн е
ѣ
ѣ
мертвыми кяпиталомъ. .Эрудиція безъ практическаго примЪ- регресса (потому что, по катсгоріи движенія, все необхо-
ііспія—въ препебреженіп. димо должно двигаться или впередь, или назадъ).
Детерминизм'!, иытскаетъ іш, категоріи необходимости Добродетель есть не святость или благочестіе (настро-
и причинности и есть главнѣйшій аттрибутъ реализма. еиіо или состояніе), а деятельность.
Дисциплина трепуетъ ограниченія и самоограниченія; Благо понимается не въ классическом!» смысле, какъ
по ограниченіе (опредѣленіе) возможно тамъ, гдѣ есть планъ, счастливое состоите духа, равнов сіе душевной жизни (фор-
ѣ
система, форма, определяющая отношеніе частей къ целому. ма душевной жизни и ея гармопія. Платонъ , а какъ дея-
)
Реалнзмъ, отрицая форму, логически должепъ прійти тельное стремлеиіе къ достиженію определенной цели (увс-
И KT» отрицапію дисциплины. Но реализмъ, строго говоря, лнченію суммы матеріальныхъ ценностей).
не прнзнаетъ формъ въ субъекте (воспитателе) и объекте
доказатель-
формальная—(логика
(Аристотеля)
(восппташпш ); зато темь СЪ болыпимт» усердіемъ зани- ства), Логика индуктивная—логика изобретена (ars inveniendi),
ѣ
логика
мается разработкой процессуальных'!, формъ, т. е. иріемовъ и открытія. Доказательство опирается на общемъ, на идее,
методов!» обучеиія и воспитанія, причемъ нормы для этихъ
принщін ,
реалыіомъ;
изобретеніе—на
единичном!».
открытіе,
ѣ
нріемовт, заимствуетъ изт» природы и исторіи (природосо- Для послѣдияго недостает!, категорий общего и частнаго; его
образность, историко-генетическій методъ). Реализмъ зада- лучше назвать движсніемъ мысли отъ причин!» къ слЬд-
ется целью воспроизвести въ дѣлѣ обученія и воспнтанія
методы природы и историческій ходъ развитія человечества. ствіямъ и обратно (прогрессивный и регрессивный методы).
Иначе говоря: действительность стремится обратить m, не- Исполнить долгъ (сл. реалистической точки зр нія) зна-
ѣ
обходимость и придать ей предиката, разумности.—Творчество чить подчиниться законам!» природы. Чувство долга есть
педагогическое въ реализме отсутствует!.. чувство зависимости отъ физических!» силъ п повииовеніс
Діалектика процесса. Міръ представляет!, цепь явленій, имъ. Действовать должно въ согласіп съ природой, по ея
звенья которой соединены необходимостью логическою (діа- указапіямъ и методам!» (природосообразно).
лектичоскій нроцсссъ Гегеля) или физическою. Дуализм!» уиичтоженъ еоединеніемъ въ реальном!» прин-
ГІонятія иравствепнаго п эстетического, какъ и разум- ципов!» формы и матсрін, именно, въ поиятіи силы, какъ
ного совпадают'!» ъ этомъ случае съ иоиятіемъ физического. движеиія, иначе говоря, превращеніемъ ноиятій силы и ма-
в
Двнжоніо ость превращеиіе потепціальной эиергіи въ теріи ль поиятіс процесса. Но дуалнзмт» оказался въ самом!»
актуальную. Чѣмъ интенсивнее двпжеиіе, чѣмъ большую процессе (полярность).