Page 22 - Классическое и реальное образование
P. 22

восііитаиіе  вообще  невозможно  ст.  точки  зрѣнія  реалисти-  область  оно.  захватывает!.,  т мъ  больше  въ  немъ  элсмснтонъ
                                ѣ
 ческой  философіи,  не  признающей  формъ  (а  только  процессы").  прогресса.
 Воспоминаніе  и  припоминаніе,  какъ  деятельность,  реко-  Стремленіе  проникнуть  въ  сущность  вещей,  самоуглуб-
 мендуются  на  каждомъ  уроке;  но  память,  понимаемая  реа-  леніе,  созерцаніе,  устойчивость  состоянія,  а  не  лихорадоч-
 лизмом!,,  какъ  сумма  знаній  (а  не  система),  признается  ная  ажитація—признаются  признаком'!,  застоя  или  в рн е
                                                         ѣ
                                                       ѣ
 мертвыми  кяпиталомъ.  .Эрудиція  безъ  практическаго  примЪ-  регресса  (потому  что,  по  катсгоріи  движенія,  все  необхо-
 ііспія—въ  препебреженіп.  димо  должно  двигаться  или  впередь,  или  назадъ).
 Детерминизм'!,  иытскаетъ  іш,  категоріи  необходимости  Добродетель  есть  не  святость  или  благочестіе  (настро-
 и  причинности  и  есть  главнѣйшій  аттрибутъ  реализма.  еиіо  или  состояніе),  а  деятельность.
 Дисциплина  трепуетъ  ограниченія  и  самоограниченія;  Благо  понимается  не  въ  классическом!»  смысле,  какъ
 по  ограниченіе  (опредѣленіе)  возможно  тамъ,  гдѣ  есть  планъ,  счастливое  состоите  духа,  равнов сіе  душевной  жизни  (фор-
                                      ѣ
 система,  форма,  определяющая  отношеніе  частей  къ  целому.  ма  душевной  жизни  и  ея  гармопія.  Платонъ ,  а  какъ  дея-
                                               )
 Реалнзмъ,  отрицая  форму,  логически  должепъ  прійти  тельное  стремлеиіе  къ  достиженію  определенной  цели  (увс-
 И  KT»  отрицапію  дисциплины.  Но  реализмъ,  строго  говоря,  лнченію  суммы  матеріальныхъ  ценностей).
 не  прнзнаетъ  формъ  въ  субъекте  (воспитателе)  и  объекте
                                                   доказатель-
                                формальная—(логика
                     (Аристотеля)
 (восппташпш );  зато  темь  СЪ  болыпимт»  усердіемъ  зани-  ства), Логика  индуктивная—логика  изобретена  (ars  inveniendi),
 ѣ
               логика
 мается  разработкой  процессуальных'!,  формъ,  т.  е.  иріемовъ  и  открытія.  Доказательство  опирается  на  общемъ,  на  идее,
 методов!»  обучеиія  и  воспитанія,  причемъ  нормы  для  этихъ
          принщін ,
                   реалыіомъ;
                                    изобретеніе—на
                                                  единичном!».
                            открытіе,
                 ѣ
 нріемовт,  заимствуетъ  изт»  природы  и  исторіи  (природосо-  Для  послѣдияго  недостает!,  категорий  общего  и  частнаго;  его
 образность,  историко-генетическій  методъ).  Реализмъ  зада-  лучше  назвать  движсніемъ  мысли  отъ  причин!»  къ  слЬд-
 ется  целью  воспроизвести  въ  дѣлѣ  обученія  и  воспнтанія
 методы  природы  и  историческій  ходъ  развитія  человечества.  ствіямъ  и  обратно  (прогрессивный  и  регрессивный  методы).
 Иначе  говоря:  действительность  стремится  обратить  m,  не-  Исполнить  долгъ  (сл.  реалистической  точки  зр нія)  зна-
                                                   ѣ
 обходимость  и  придать  ей  предиката,  разумности.—Творчество  чить  подчиниться  законам!»  природы.  Чувство  долга  есть
 педагогическое  въ  реализме  отсутствует!..  чувство  зависимости  отъ  физических!»  силъ  п  повииовеніс
 Діалектика  процесса.  Міръ  представляет!,  цепь  явленій,  имъ.  Действовать  должно  въ  согласіп  съ  природой,  по  ея
 звенья  которой  соединены  необходимостью  логическою  (діа-  указапіямъ  и  методам!»  (природосообразно).
 лектичоскій  нроцсссъ  Гегеля)  или  физическою.  Дуализм!»  уиичтоженъ  еоединеніемъ  въ  реальном!»  прин-
 ГІонятія  иравствепнаго  п  эстетического,  какъ  и  разум-  ципов!»  формы  и  матсрін,  именно,  въ  поиятіи  силы,  какъ
 ного  совпадают'!» ъ  этомъ  случае  съ  иоиятіемъ  физического.  движеиія,  иначе  говоря,  превращеніемъ  ноиятій  силы  и  ма-
 в
 Двнжоніо  ость  превращеиіе  потепціальной  эиергіи  въ  теріи  ль  поиятіс  процесса.  Но  дуалнзмт»  оказался  въ  самом!»
 актуальную.  Чѣмъ  интенсивнее  двпжеиіе,  чѣмъ  большую  процессе  (полярность).
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27