Page 23 - Классическое и реальное образование
P. 23

ѣ
                            И тъ  катсгорій  формы  и  матеріи  (духъ  и тѣ ло).  Можно  прогресса)  им еть  тенденцію  къ  разруніеиію  система,  и
                             ѣ
                        было-бы  взять  возможность  и  действительность  и  связы-     форма,.
                        вающую  их'і>  необходимость;  тогда  бы  получился  парал-          Жизнь  есть  процесса,,  деятельность  сила»  (съ отожде-
                        лелизм!.  явленій;  но категориями  возможного  и  действитель-  ствлен іемъ  фмзичсскихъ  и  нсихическихъ  сила,).
                        н а я  современная  филооофіи  менее  и  менее  занимается,  со-     Закона,  есть  метода,  д йствій  природы,  или  метола,  от-
                                                                                                               ѣ
                        средоточившись  на  категоріи  необходимости  (движенія").  Въ   ношеній.  Утеряно  ноииманіе  норма,  логических!,,  зтическихъ
                        дішжонін  (процессе")  теряется  различіе  матеріальиаго  и  ду-  и  эстетическихъ;  за  то  процвѣтаеті,  исторія  этиха,  наукъ.
                        ховная:  требуется  только  узнать  методъ,  закона,  процесса       Древніс  искали  форму  форма»  (бытія),  идею  идей;  со-
                        Строго  говоря,  реализма,  игнорирует-!.  вопроса,  о  числе  на-  временная  наука  ищстъ  вссобщій  закона,,  основной  закона,
                         чала».  Она.  не  можета»  иметь  для  него  серьезная  значеиія.  развитія  (эволюціи).  На  место  категорій  бытія  поставлена
                         духъ—самосознающая  природа:  природа-  окаменелый  разума»,    категорія  двшкенін  (отиошенія,  модальности).  Все категоріи
                         или  лучше:  то и  другое  есть  движспіе  (вибрація)  разная   сведены  на  категорію  причинности,  и  все  законы  на  за-
                         только  рода.                                                   кона,  достаточная  оспованія  въ  его  четырех!,  формахъ
                             Душа  есть  форма  движепін  (деятельность,  процесса»,     (principium  rationis  snfficientis  fiendi -  cognoscendi  — esseiidi —
                         функція  и  ироч  ").                                           ageiidi).
                             Естественный,  нрипоюеообразиый  — понятія,  нмѣюшія            Реалистическая  наука  занимается  предпочтительно  нср-
                         важное  значеміе  на»  философ!и  реализма                      нымъ  и  послѣднимъ  формами  закона  достаточная  основанія,
                             Методы  пауки,  методы  воспнтанія  должны  быть  копіей,   при  чемъ  физика  обращена  въ  естественную  исторію,  а
                                                                                                          ѣ
                         снимком.,  ca. процессова.  природы  п историческаго  движоніи.  этика—въ  исторію  в рованій  и  учреждеиій;  логика  предпо-
                                                                                                                                  основанія
                                                                                                                      достаточная
                         Планосообразиость  заменяется  законосообразностью,  законо-    чтительно  занимается  закономъ  времени,  чпсломъ  (диф-
                                                                                                  а
                                                                                         (иидукція),
                                                                                                             —схемой
                                                                                                    математика
                         мерностью.                                                      ференціальное  и  интегральное  счнслепіе),  а  не  и ростра нсткомъ
                             Метода,  воснитапін  дол же на,  быть  гепетическій  (нгя-  (высшая  геометрія  съ ея  особыми  синтетическими  методами).
                         рико-гепетпческій  и  органичеоки-генетпческій)  Метода,—все;       Въ  классическом-!»  аиаиіе  было  направлено  на
                         ото идола,,  которому  поклопяется  современная  паука.         нониманіе  и  нстолкоканіе мірѣ сущности  вещей,  онредѣленіе  и
                            -
                             На  пего  перенесены  предикаты  абсолютная  существа       раздѣлепіе  (классификацііо),  теорію  родовъ  и  видов«,.
                         (діалектическій  метода.)  Сомневаться  ва. абсолютном!,  зна-      Реалнзмъ  занять  изслѣдованіемъ  изм нчивыхъ  явлеиій.
                          ікчііп  онытнаго  (индуктивная)  метода  нельзя.               Пробабилизмъ.                     ѣ
                              Въ  атома,  пункте  критпчеекій  реализма,  обращается  ва,   Идеаль—высшая  эмергія  движенія,вихрь  мыслей,  чувствъ,
                          непогрешимый  догматизма»,  а  научная  объективность-ва,      желаній.  ІІатсгорія  смысла  и цѣли  дѣятельности  отсутствует!».
                          фанатизмъ.  Реализма,  есть  раба,  метода,  но  ва,  области
                          форма,  и  система,  донускаста,  полную  свободу  изслѣдовашн     Идея —пустой  звукъ;  важна  res,  вещь  (единичное,  инди-
                          „  согласно  съ  нршіцшіомъ  непрерывная  двпжешя  (эволюцш,   видуальное,  условное).  Зпачеиіе  мелкнхъ  нричинъ  въ  исторіи
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28