Page 25 - Классическое и реальное образование
P. 25

II  испхологіп.  Значеніе  массъ  и  ихъ  влінпіе  на  ходъ  исторіи,  ІІо  можно  ли  серьезно  говорить,  что  географія,  напр.,
                       (wain,  равнодействующей  сложных !»  психических !,  силъ).     концентрируете  матеріалъ  преподаваиія?
                                                  -
                                                              -
                           Классическому  міру  болѣе  свойствспна  красота  форм  і»        Космологіи  и тъ  и  не  можете  быть  вь  реализме,  по-
                                                                                                       ѣ
                       и  выраженін,  а  современному-красота  двнжоній  (  «изяще-     тому  что  космологія  должна  смотреть  на  міре,  каіп,  на
                       ство  методов !,»  ).                                            стройное,  художественное  произведете,  имеющее  смысле  и
                                 -
                           Имманентное  и  трансцендентное  поглощены  абсолютным !,     цель  существоваиія.  Be  реализме  отсутствуйте  категоріи
                                                                       -
                       процессом'!,.                                                    формы  и  цели.
                           Императиве,  постулате  есть  трсбованіс  поступательна го        Реализме,  повидимому,  более  благопріитотвуете  не  уни-
                                                                                                         -
                                                                                                 -
                       двіпкеиія,  прогресса,  двішешя  мысли,  ирскращснін  (нотеіщі-   версальным !,  формам !,  политической  и жизни  (категоріи  един-
                                                                                         ства
                                                                                                                                   союзам !,
                                                                                                                         временным !,
                                                                                                всеобщности),
                                                                                                           a
                                                                                             и
                                                                                                              мѣстнымъ
                                                                                                                                 -
                                                                                                                                        -
                       алыюй  аіісргіи  вь  актуальную),  непрерывиаго  перехода  отъ
                                                                                                                                   по
                                                                                                                        группировке
                                                                                                       также
                                                                                                                                      сход-
                       возможности  кі,  действительности.                               (ассоціаціямь),  а религіи,  политической  пр.,  вообще  національ-
                                                                                                                      и
                                                                                                языке,
                                                                                             въ
                                                                                         ству
                                                                                                             обычаихе
                           Индивидуальное  есть  цѣлос  (единое  во  многом !,)  се      мой  и  федеративной  связи.
                                                                    -
                       классической  точки  зрѣпія,  а  съ  реалистической  —единичное.      Бритерій  истины—методе  индуктивный,  опытный  Дру-
                            Квіэтизмь—смерть  для  реализма  и  вызываете  ожесто-       гого  критерія  (логического,  этического  или  эстетического)
                       ченный  нападки.  Жизнь  есть  движеиіе,  деятельность,  борьба.  петь.
                       Отсюда  пллюзін,  вѣра  въ  прогрессе,  въ  счастіе  будущихъ         Реализме  ищете  свободного  обнаруженія  энергіи  въ  слове
                       поколений  и  проч.                                               и  деле,  устраненія  нрепятствій  in,  проявленію  скрытыхъ
                           Класспфнкація  ne  есть  предмете  гордости  реализма.        силе,  созданія  условій,  благопріятствующихъ  переходу  но-
                            Основа  са  въ  онредѣленіи  (оріацб;)  и  раздѣлеиіи        тенціалыюй  эпергіи  въ  актуальную.
                       (ôiaîpsai;).  Сократе,—  Но  в дь  реализме  помииалистичеиъ.         Велѣдствіе  отсутствія  въ  движеніи  категорій  цЕли  и
                                              ѣ
                       Категорія  форме  (родовыхъ  и  видовыхъ)  снята,  a  вм стѣ      формы,  реализме,  безе  ограшічивающаго  начала  формы  и
                                                                     ѣ
                       ce  тЬм'ь  утеряна  способность  и къ  естественной  классификаціи.  цели,  безе  устойчивости  последних !,,  имеете  теиденцію  къ
                                                                                                                      -
                            Реализме  пользуется  искусственными  системами:  груп-      безконечаымъ  измѣнсніямъ,  безе  руководящаго  начала.
                       пировкой  предметов!,  но  м сту,  времени,  по  выѣшнимъ  и          Классическая  логика  есть,  какъ  мы  говорили,  формаль-
                                              ѣ
                       случайным!,  аналогіяме  (ассоціаціи  идей),  учеіііс  о  которыхъ  ная  логика,  основанная  на  законе  тождества  съ  его  корре-
                       зам ияете  въ  реализме  до  некоторой  степени  классическое     лятами,  законами  нротиворѣчія  и  исключенного  тротьиго;
                          ѣ
                       ученіе  о  формахе.                                               логика  реалистическая  есть  индуктивная,  основанная  на  за-
                            Концеитрація  есть  свойство  классическаго  образованія.    коне  достаточного  основанія.  Be  формальной  логике  законе
                        Въ  реализмѣ  ея  н тъ.  Внрочемь,  можно  понимать  какой-      достаточного  основаиія  понимается  вь  смысле  веутренняго
                                        ѣ
                        нибудь  учебный  предмете,  каке  точку  нсресѣченія  разіюои-   иммаиентнаго  осиованія  (логи ческа го),  дающаго  единство
                        разиыхъ  знаиій  (напр.,  географію  ИЛИ  исторію).              разнообразными  частяыъ  цѣлаго  (иначе  говоря,  въ  смысле
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30