Page 24 - Классическое и реальное образование
P. 24

ѣ
 Иѣ тъ  катсгорій  формы  и  матеріи  (духъ  и тѣ ло).  Можно  прогресса)  им еть  тенденцію  къ  разруніеиію  система,  и
 было-бы  взять  возможность  и  действительность  и  связы-  форма,.
 вающую  их'і>  необходимость;  тогда  бы  получился  парал-  Жизнь  есть  процесса,,  деятельность  сила»  (съ отожде-
 лелизм!.  явленій;  но категориями  возможного  и  действитель-  ствлен іемъ  фмзичсскихъ  и  нсихическихъ  сила,).
 н а я  современная  филооофіи  менее  и  менее  занимается,  со-  Закона,  есть  метода,  дѣ йствій  природы,  или  метола,  от-
 средоточившись  на  категоріи  необходимости  (движенія").  Въ   ношеній.  Утеряно  ноииманіе  норма,  логических!,,  зтическихъ
 дішжонін  (процессе")  теряется  различіе  матеріальиаго  и  ду-  и  эстетическихъ;  за  то  процвѣтаеті,  исторія  этиха,  наукъ.
 ховная:  требуется  только  узнать  методъ,  закона,  процесса  Древніс  искали  форму  форма»  (бытія),  идею  идей;  со-
 Строго  говоря,  реализма,  игнорирует-!.  вопроса,  о  числе  на-  временная  наука  ищстъ  вссобщій  закона,,  основной  закона,
 чала».  Она.  не  можета»  иметь  для  него  серьезная  значеиія.  развитія  (эволюціи).  На  место  категорій  бытія  поставлена
 духъ—самосознающая  природа:  природа-  окаменелый  разума»,  категорія  двшкенін  (отиошенія,  модальности).  Все категоріи
 или  лучше:  то и  другое  есть  движспіе  (вибрація)  разная  сведены  на  категорію  причинности,  и  все  законы  на  за-
 только  рода.  кона,  достаточная  оспованія  въ  его  четырех!,  формахъ
 Душа  есть  форма  движепін  (деятельность,  процесса»,  (principium  rationis  snfficientis  fiendi -  cognoscendi  — esseiidi —
 функція  и  ироч  ").  ageiidi).
 Естественный,  нрипоюеообразиый  — понятія,  нмѣюшія  Реалистическая  наука  занимается  предпочтительно  нср-
 важное  значеміе  на»  философ!и  реализма  нымъ  и  послѣднимъ  формами  закона  достаточная  основанія,
 Методы  пауки,  методы  воспнтанія  должны  быть  копіей,  при  чемъ  физика  обращена  въ  естественную  исторію,  а
                          ѣ
 снимком.,  ca. процессова.  природы  п историческаго  движоніи.  этика—въ  исторію  в рованій  и  учреждеиій;  логика  предпо-
                                                   основанія
                                       достаточная
 Планосообразиость  заменяется  законосообразностью,  законо-  чтительно  занимается  закономъ  времени,  чпсломъ  (диф-
                   а
         (иидукція),
                     математика
                              —схемой
 мерностью.   ференціальное  и  интегральное  счнслепіе),  а  не  и ростра нсткомъ
 Метода,  воснитапін  дол же на,  быть  гепетическій  (нгя-  (высшая  геометрія  съ ея  особыми  синтетическими  методами).
 рико-гепетпческій  и  органичеоки-генетпческій)  Метода,—все;  Въ  классическом-!»  аиаиіе  было  направлено  на
 ото идола,,  которому  поклопяется  современная  паука.  нониманіе  и  нстолкоканіе мірѣ сущности  вещей,  онредѣленіе  и
 -
 На  пего  перенесены  предикаты  абсолютная  существа  раздѣлепіе  (классификацііо),  теорію  родовъ  и  видов«,.
 (діалектическій  метода.)  Сомневаться  ва. абсолютном!,  зна-  Реалнзмъ  занять  изслѣдованіемъ  изм нчивыхъ  явлеиій.
 ікчііп  онытнаго  (индуктивная)  метода  нельзя.  Пробабилизмъ.   ѣ
 Въ  атома,  пункте  критпчеекій  реализма,  обращается  ва,  Идеаль—высшая  эмергія  движенія,вихрь  мыслей,  чувствъ,
 непогрешимый  догматизма»,  а  научная  объективность-ва,  желаній.  ІІатсгорія  смысла  и цѣли  дѣятельности  отсутствует!».
 фанатизмъ.  Реализма,  есть  раба,  метода,  но  ва,  области
 форма,  и  система,  донускаста,  полную  свободу  изслѣдовашн  Идея —пустой  звукъ;  важна  res,  вещь  (единичное,  инди-
 „  согласно  съ  нршіцшіомъ  непрерывная  двпжешя  (эволюцш,  видуальное,  условное).  Зпачеиіе  мелкнхъ  нричинъ  въ  исторіи
   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29