Page 20 - Классическое и реальное образование
P. 20
При вѣчной текучести явленій форма сливается съ ме- На, ученіи оба, ассоціаціи идей реализмъ иереходитъ
тодомъ (процессоиъ). Въ педагогикѣ это им етъ весьма важ- въ иигилизмъ. Нѣ тъ въ духе формую/даго начала, а только
ѣ
ное значеяіе. случайная, механическая группировка представленій.
Догматическій, акроаматическій способы преподаванія Бога, — природа, законы его- законы природы. Въ пихт,
(въ сущности - формы мышленія), соотв тствующіе спокой- выражается необходимость, или велѣпія судьбы. Странно
ѣ
ному, созерцательному настроенію духа, отвергаются и под- читать, когда Спиноза говорить о любви ка.Богу, понимаемому
вергаются ожесточеннымъ нанадкамъ. «иъ, какъ natura naturans.
Анализъ и синтезъ обращены въ методы, тогда какъ Атомистика, частичность, безкопечпо малый величины,
у Аристотеля это - формы мышленія. категоріи едшшчнаго, индивидуальна го лежать въ основе
Аналогія - восиомогательное средство индукціи, тогда современной пауки. (Собственно говоря, частичное двпженіе).
какъ у грековъ на этомь нринцииѣ основаны науки и Качество отождествлено съ движепіемъ. Вообще кате-
искусства. горія качества сведена па категории количества, а эта по-
Антронологія—отъ эмбріологіи и инстинкта (даже жи- следняя на категории движенія.
вотныхъ) иротигиваетъ дѣііь своихъ ВЫВОДОВ!, до логики, Пспхическій актъ есть форма или даже методъ ДВІІ-
этики, эстетики (но категоріямъ модальности и причинности). жепія частицъ, видъ физіологическаго процесса.
Антропоморфизма, въ шнрокомъ смыслѣ (въ смыслѣ Понятіе абсолютного, безусловного заменило въ реали-
перенесенія на міръ категорій формы и цели), проникающій стической философіи ионятіе истинно Сущаго, Реального,
классаческій міръ, отвергается реализмомъ. Едина го.
Ка'М'орш необходимости, которая въ классическом/, Деятельность, трудъ—счастіе (по котсгоріи двшкенія),
мірѣ занимала іюдчішеииое иоложеніе (между возможностью а ne услопіе счастія.
и действительностью, т. е. истинно— сущимъ, т. е. свободой) Боззр ніе, созерцаніе отождествлено съ чувственным !,
-
ѣ
подчинила себѣ действительность (факта, обращена, въ за- наблюденіемъ или с/ь нзысканіемъ прпчинъ (актъ разсудоч-
кона,), даже обращена въ ц ль (скрытую). У Ф н х т е - с у щ -
ѣ
ность міра то, что должно быть, какъ завершеніс исторп- ный, а не разумный).
ѣ
ческаго процесса. Необходимость (какъ и действительность) Боля д ятельпая, знерпіческіе характеры—идеальны.
в
оказывается разумною (господство силы, принципа, борьбы Боля, какъ деятельная способность, положена ъ основу вещей.
за существованіе разумны и ведутъ къ совершенству). Воображеніе, какъ способность формъ, не находить
Аскетизма, и квіэтизмъ нротиворѣчатъ принципу дви- должной оценки въ фнлософіи, отрицающей формы (объек-
-
женія, эволюціи; они не могутъ быть ношггы съ точки тов !,, а не процесса, не движенін).
зрѣнія реализма. Воспитаніе, т. е. упорядоченіс мыслей, пувствъ и яв-
Действительность—міръ фішомсновъ, подчиненны хъ леній, образована нормальней) склада душевной жизни, соз-
закону необходимости. дана или раскрытіе идеальной формы въ воеіштываемомъ,—