Page 20 - Классическое и реальное образование
P. 20

При  вѣчной  текучести  явленій  форма  сливается  съ ме-  На,  ученіи  оба,  ассоціаціи  идей  реализмъ  иереходитъ
 тодомъ  (процессоиъ).  Въ  педагогикѣ  это  им етъ  весьма важ-  въ  иигилизмъ.  Нѣ тъ  въ  духе  формую/даго  начала,  а  только
 ѣ
 ное  значеяіе.  случайная,  механическая  группировка  представленій.
 Догматическій,  акроаматическій  способы  преподаванія  Бога, — природа,  законы  его-  законы  природы.  Въ  пихт,
 (въ  сущности  -  формы  мышленія),  соотв тствующіе  спокой-  выражается  необходимость,  или  велѣпія  судьбы.  Странно
 ѣ
 ному,  созерцательному  настроенію  духа,  отвергаются  и под-  читать,  когда  Спиноза  говорить  о  любви  ка.Богу,  понимаемому
 вергаются  ожесточеннымъ  нанадкамъ.  «иъ,  какъ  natura  naturans.
 Анализъ  и  синтезъ  обращены  въ  методы,  тогда  какъ  Атомистика,  частичность,  безкопечпо  малый  величины,
 у  Аристотеля  это -  формы  мышленія.  категоріи  едшшчнаго,  индивидуальна го  лежать  въ  основе
 Аналогія  -  восиомогательное  средство  индукціи,  тогда  современной  пауки.  (Собственно  говоря,  частичное  двпженіе).
 какъ  у  грековъ  на  этомь  нринцииѣ  основаны  науки  и  Качество  отождествлено  съ  движепіемъ.  Вообще  кате-
 искусства.   горія  качества  сведена  па  категории  количества,  а  эта  по-
 Антронологія—отъ  эмбріологіи  и  инстинкта  (даже  жи-  следняя  на  категории  движенія.
 вотныхъ)  иротигиваетъ  дѣііь  своихъ  ВЫВОДОВ!,  до  логики,  Пспхическій  актъ  есть  форма  или  даже  методъ  ДВІІ-
 этики,  эстетики  (но категоріямъ  модальности  и  причинности).  жепія  частицъ,  видъ  физіологическаго  процесса.
 Антропоморфизма,  въ  шнрокомъ  смыслѣ  (въ  смыслѣ  Понятіе  абсолютного,  безусловного  заменило  въ  реали-
 перенесенія  на  міръ  категорій  формы  и  цели),  проникающій  стической  философіи  ионятіе  истинно  Сущаго,  Реального,
 классаческій  міръ,  отвергается  реализмомъ.  Едина го.
 Ка'М'орш  необходимости,  которая  въ  классическом/,  Деятельность,  трудъ—счастіе  (по  котсгоріи  двшкенія),
 мірѣ  занимала  іюдчішеииое  иоложеніе  (между  возможностью  а  ne  услопіе  счастія.
 и  действительностью,  т.  е.  истинно—  сущимъ,  т.  е.  свободой)  Боззр ніе,  созерцаніе  отождествлено  съ  чувственным !,
                                                         -
                  ѣ
 подчинила  себѣ  действительность  (факта,  обращена,  въ  за-  наблюденіемъ  или  с/ь  нзысканіемъ  прпчинъ  (актъ  разсудоч-
 кона,),  даже  обращена  въ  ц ль  (скрытую).  У  Ф н х т е - с у щ -
 ѣ
 ность  міра  то,  что  должно  быть,  какъ  завершеніс  исторп-  ный,  а  не  разумный).
                    ѣ
 ческаго  процесса.  Необходимость  (какъ  и  действительность)  Боля  д ятельпая,  знерпіческіе  характеры—идеальны.
                                              в
 оказывается  разумною  (господство  силы,  принципа,  борьбы  Боля,  какъ  деятельная  способность,  положена ъ  основу  вещей.
 за  существованіе  разумны  и  ведутъ  къ  совершенству).  Воображеніе,  какъ  способность  формъ,  не  находить
 Аскетизма,  и  квіэтизмъ  нротиворѣчатъ  принципу  дви-  должной  оценки  въ  фнлософіи,  отрицающей  формы  (объек-
            -
 женія,  эволюціи;  они  не  могутъ  быть  ношггы  съ  точки  тов !,,  а  не  процесса,  не  движенін).
 зрѣнія  реализма.  Воспитаніе,  т.  е.  упорядоченіс  мыслей,  пувствъ  и  яв-
 Действительность—міръ  фішомсновъ,  подчиненны  хъ  леній,  образована  нормальней)  склада  душевной  жизни, соз-
 закону  необходимости.  дана  или  раскрытіе  идеальной  формы  въ  воеіштываемомъ,—
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25