Page 15 - Классическое и реальное образование
P. 15
Въ идеѣ, въ истиішомъ бытіи свобода; частное, опре- Совесть есть реальное и безконечное въ человеке,
деляемое подчинено закону необходимости. приближающее его къ божеству.
Благо можстъ быть въ мірѣ явленій только условнымъ Страсть—алогична, отрицательна; вносить субъектн-
(форма ограничивается йатеріей). внзмъ, нарушает!» чистоту формъ, разумное ограпичсніе.
Истинная, безусловная реальность есть Божество. Счастіе есть истинная реальность Оно едино, безус-
Добродѣтсль есть самоограниченіе, вытекающее изъ ловно, самосуще, не нуждается іш въ чемт».
вліянія общего или едмнаго, рсалыіаго на индивидуальное,
алогическое, возможное. Реальное (душа, форма, идея, число) само но себе не-
Долгъ есть подчиненіе определяема го (матеріи, низшей ограничеио; но, соединившись съ матеріей, ограничивается
формы) определяющему (духу, высшей форме, единому сю, пока не подчинить ее себе вполне.
реальному). Имманентное, победивши отрпцаиіе (матерію), сделается
Господство материализма есть господство единичного, вновь неограниченным, обратится въ трансцендентное.
неонредѣлсннаго (безформеннаго, возможного, условного) надъ Фанатизмъ есть страсть, следовательно, нечто сл ное,
ѣ
общимъ, опредѣляющимъ (надъ формальным, действитель- алогическое; заключает!» въ себе элемент!» отрицаніи.
ным'!», безусловным'!» началомъ). Фантазія подчинена разуму, эстетика—логиіге и діа-
Метафизика есть ученіе о послѣдиихъ осповахъ бытія
ѣ
или о сущности вещей. лектик .
Нпгнлизмъ свойствен!» иовымъ временам!». Иигилизмъ Умозрѣніе стремится перейти границы опыта и сде-
им етъ источника въ номинализме. латься чистой формой (безъ определений, интуитивным-!»).
ѣ
Иобужденіе, мотивъ, причина—область физики, а также Фатализмъ (детерминизм) —въ матеріи, въ духе—свобода.
и этики въ нов йшемъ смысле. У древвихъ этика—ученіе Зиаиіе истинно суща го есть истинное знаніе.
ѣ
о счастливомъ состояніи духа. Идея въ коіікретномъ ироявленіи, вполне подчинившая
Познаеіе есть созерцаніе (теорія, спекуляція), а не матерію цели, есть идеалъ.
эмпирическое зиаіііе. Реальное имманентно проявлеиіямъ, но не адэкватно.
Постулата есть реальное. Постулятъ—это долгъ, энергія, Реальность им етъ предикаты объективного бытія.
ѣ
энтелехіи, движущая форма, цель, неотразимо влекущая. Реальное, форма концентрирует!, матерію, содержа nie.
Право нрішадлежитъ форме, дающей урядъ, и выте-
каетъ изъ ея сущности, определяющей и самоопределяющейся. Опытъ есть нечто случайное и единичное. Последнее
ѣ
Практическая философія—реальная философін, т. е. не заслуживаетъ вниманія, пока имъ не овлад етъ форма,
идеальная, определяющая систему и планъ. не сделаетъ его частью цблаго. Эмпирпзмъ, служившій си-
раздѣлепія
ограниченія,
или
(a
отрицаиія
ѣ
вм стѣ
Все положительное дается формой (закономъ); отрица- нонимомъ всего неразумііаго, бсзц лміаго, безформеннаго),
съ
темь
тельное, нарушающее симметрію, норядокъ, гармонію—ма- быль въ преисбреженіи у древшіхъ. ѣ
теріей.