Page 13 - Классическое и реальное образование
P. 13
Эстетическое вт, природѣ и искусстве имѣетъ объек- Господство формы въ науке даетъ начало направленно
тивное зиачсніе. реалистическому (въ смыслѣ Платонова ученія) и коисенту-
Этически совершенное есть душевное состояніс (а не алиетическому.
дѣйствіе), подобно тому, какъ логическое совершенство есть Любовь ко всеобщему (форм-B) скрываетъ въ себѣ за-
форма, система, а не методъ. роды шъ космополитизма.
Высшая форма двшкетъ, но сама неподвижна. Спокой- Символомъ законченной, замкнутой въ себе формы,
ное самообладапіе, безмятежное состояніе духа есть критерій символом'!, идеи, определившейся во всѣхъ частяхъ цѣлаго,
духовна го совершенства. служили кругь (неріодъ).
Синкретизмъ противоречить духу класснческаго міровоз-
Форма есть единое--во многомъ, монада, (но не мик- зрВніи, съ его замкнутой формой.
рокосма,). Она требуетъ подчииснія чувственнаго, едшшчнаго Эклектизмъ—это сфинксъ, чудовище, безжизненная статуя.
идеальному, общему (обращенія едшшчнаго въ частное). Энциклопедія не есть всеобщій словарь знаній, не есть
Естественно то, что согласуется съ формой, съ идеей. сумма ихъ, а строго замкнутая система знаній.
Закопъ есть внѣишес выраженіе внутренней формы Энтузіазмъ пробуждается высшей формой, есть норывъ
(принципа). разума къ совершенной форме.
Знаніе есть интунція, созерцаніе, теорія, спекуляція, Дуализмъ матеріи и формы смягчается принципом!,
ностпженіе формы въ матеріи. едпнаго во миогомь. двшкенія, который форму реализуетъ въ матеріи (Аристотель).
формализма
-
Все индивидуальное, единичное лишено смысла (алогично). Канта Формализм !, Аристотеля отличается отъ согласованія
преднолагаетъ
что
тбмъ,
и
требуетт,
Форма имменентпа матерін и въ тоже время трансцен- внешней формы съ внутренней (съ сущностью вещи), тогда
дентна (но Аристотелю),—форма трансцендентна(по Платону). какъ формализма, Канта нодчнмяеть вещь въ себе субъек-
дилемма —чему от-
случае
ТОЧНЫЙ опредѣленія понятій ведутъ кт. нхъ разграни- тивным!, формами. Во всякомт, матеріпУ — решена ТІІМЪ и
или
нрсдпочтеніе—форме
дать
чен ііо (классифнкаціп). другимъ философом!, въ пользу формы.
-
Наука есть систематизація знаиія, нриведеніе къ един-
ству, истолкованіе.
Духъ обучен'ш есть форма обученія, гармонія,. нланъ, II. Категорія качества.
система, цѣль, смыслъ. Реальна идея, форма; матерія неопределенная, безфор-
Форма иреподаваиія возможна и діалогическая (если менная есть начало пассивное н отождествляется съ пус-
предположить формы вронгдеішыми уму ученика) п догмати- тымъ пространством'!,; она —ничто, отрпцаиіс реального.
ческая (акроаматическая), (по принципу вліянія высшей Реальность, соединившаяся съ отрицаніемъ, производить
формы на низшую). ограниченное бытіе.