Page 9 - Классическое и реальное образование
P. 9

Классическая  психологія  занималась  классификаціей  и
                                   В.  ФОРМА   (виергія).                                   онредѣленіемъ  душеішыхъ  способностей,  установленіемъ  пра-
                                                                                            вильна™  соотношенія  между  ними  на  оспоианіи  значенія
                        Въ  учічіін  о  формахъ  классическій  духъ  является  въ           каждой  способности.  Всѣ  явлен!»  ненормальный,  алогнческія,
                    истнипомъ  своемь  величіи.  Форма  есть  единое,  проявляю-            несовершенный,  безобразный  должны  быть  исключены  пзъ
                    щееся  во  многомъ,  есть  целое,  въ  которомъ  всѣ  части  объе-      нея.  Нынешняя  психологія  въ  смысле  исторіи  души  чело-
                                                                                                                                       класси-
                                                                                                    не
                    динены  одіишъ  нринцииомъ.                                             веческой, мірѣ.  нашла  бы  сочувствія  и  признанія  въ  изъ  со-
                                                                                                                              познается
                                                                                            ческом!.
                                                                                                        Принципы
                                                                                                                 «несовершенное
                        Форма  есть  истинно  сущее  (та  йѵ"(од  б та);  матерія—         вершенна™»  требуетъ  изученія  совершенных'!,  формъ  прежде
                                                         ѵ
                    ничто  (jJ.v)  öv).                                                    изученія  формъ  несовершенныхъ,  теоріи  прежде  исторіи.
                        Ничтожна  и  производящая  причина,  орудіе  производства,             Свобода-въ  формѣ,  въ  идее;  необходимость-въ  яв-
                    т.  е.  виѣпшія,  частный  условія  явленій.                           лепіяхъ.
                        Логика  есть  формальная  наука.  Ея  иредметъ—законы                  Закоиъ  не  есть  методъ  явлений,  измѣненій  или  движепія
                    и  формы  мысли.  Закоиъ,  іірошікаіощій  формальную  логику,          въ  природѣ  и  иеторіи;  закоиъ  не  есть  выраженіе  постоян-
                    есть  закоиъ  тождества  (съ  его  коррелятами —закономъ  иро-         ных!,  и неизменных!,  отношеній  между  частными  явлеиіиыи,—
                    тпворѣчія  и  нсключешіаго  треть я го).  Закоиъ  достаточного         закоиъ,  понимаемый  въ  классическом!,  смысле,  выражастъ
                    основаиія  сливается  съ  закономъ  тождества.                         пропорциональность,  гармонію  частей,  определяемый  формой
                                                                                           нринцииомъ  или  идеей  цѣлаго.
                        Индуктивный,  опытный  методъ  есть  нримѣненіе  раздѣ-
                    лительиаго  силлогизма  въ  изслѣдованію  частиыхъ  явлений.               Аттрнбуты  вытекаютъ  и  определяются  формой.
                                                                                                                отъ
                                                                                                                    воспитанія.
                                                                                               Обученіе
                                                                                                       неотделимо
                         «Органонъ»  Аристотеля  есть  изслѣдованіс  формъ  мысли.             цель  обучеиія  не  развить  умственный  способности
                        Форма  есть  безусловное,  есть  то,  что  онредѣлясть  ма-        (это  послѣдствіе,  а  не  цель),  а  сообщить  обучаемому  опре-
                    терію  (содержаnie),  но  не  зависитъ  отъ  нея  (автономія  формы).  деленные  взгляды,  уравновесить  его  душевный  способности
                        Форма  есть  истинно  сущее,  есть  благо  и  красота.  Выс-      систематизировать  зиаеія.
                    шая  форма,  идея  идей,  форма  формъ  есть  Богъ.                       Слѣдуетъ  (выражаясь  языкомъ  Аристотеля)  возможность
                        Разумъ  въ  душѣ  есть  первенствующая  способность,              обратить  въ  действительность,  придать  единство  и  целость
                    потому  что  оиъ  формуетъ,  унорядочиваетъ  матсріалъ  поз-          отрывочному  знаіііго, определить  неопределенное,  безформенное.
                    нанія,  приводить  его  въ  систему.                                  ченіе.  Памяти  классическая  педагогика  придаетъ  важное  зна-
                        Психологія  въ  классическом'!,  смыслѣ  есть  логика,
                                                                                                         сила,
                                                                                              Знаніе
                    этика,  эстетика.  Она  понималась,  какъ  наука  о  нормальномъ      явлена  воли  есть чувства.  упорядочивающая,  формующая  про-
                                                                                                     и
                    складе  душевной  жизни,  о  душѣ  въ  идеѣ  (согласованіе  ча-
                    стей,  гармонія,  число).                                                 Такое  знаніе  должно  быть  прочно  закреплено  въ  памяти.
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14