Page 9 - Классическое и реальное образование
P. 9
Классическая психологія занималась классификаціей и
В. ФОРМА (виергія). онредѣленіемъ душеішыхъ способностей, установленіемъ пра-
вильна™ соотношенія между ними на оспоианіи значенія
Въ учічіін о формахъ классическій духъ является въ каждой способности. Всѣ явлен!» ненормальный, алогнческія,
истнипомъ своемь величіи. Форма есть единое, проявляю- несовершенный, безобразный должны быть исключены пзъ
щееся во многомъ, есть целое, въ которомъ всѣ части объе- нея. Нынешняя психологія въ смысле исторіи души чело-
класси-
не
динены одіишъ нринцииомъ. веческой, мірѣ. нашла бы сочувствія и признанія въ изъ со-
познается
ческом!.
Принципы
«несовершенное
Форма есть истинно сущее (та йѵ"(од б та); матерія— вершенна™» требуетъ изученія совершенных'!, формъ прежде
ѵ
ничто (jJ.v) öv). изученія формъ несовершенныхъ, теоріи прежде исторіи.
Ничтожна и производящая причина, орудіе производства, Свобода-въ формѣ, въ идее; необходимость-въ яв-
т. е. виѣпшія, частный условія явленій. лепіяхъ.
Логика есть формальная наука. Ея иредметъ—законы Закоиъ не есть методъ явлений, измѣненій или движепія
и формы мысли. Закоиъ, іірошікаіощій формальную логику, въ природѣ и иеторіи; закоиъ не есть выраженіе постоян-
есть закоиъ тождества (съ его коррелятами —закономъ иро- ных!, и неизменных!, отношеній между частными явлеиіиыи,—
тпворѣчія и нсключешіаго треть я го). Закоиъ достаточного закоиъ, понимаемый въ классическом!, смысле, выражастъ
основаиія сливается съ закономъ тождества. пропорциональность, гармонію частей, определяемый формой
нринцииомъ или идеей цѣлаго.
Индуктивный, опытный методъ есть нримѣненіе раздѣ-
лительиаго силлогизма въ изслѣдованію частиыхъ явлений. Аттрнбуты вытекаютъ и определяются формой.
отъ
воспитанія.
Обученіе
неотделимо
«Органонъ» Аристотеля есть изслѣдованіс формъ мысли. цель обучеиія не развить умственный способности
Форма есть безусловное, есть то, что онредѣлясть ма- (это послѣдствіе, а не цель), а сообщить обучаемому опре-
терію (содержаnie), но не зависитъ отъ нея (автономія формы). деленные взгляды, уравновесить его душевный способности
Форма есть истинно сущее, есть благо и красота. Выс- систематизировать зиаеія.
шая форма, идея идей, форма формъ есть Богъ. Слѣдуетъ (выражаясь языкомъ Аристотеля) возможность
Разумъ въ душѣ есть первенствующая способность, обратить въ действительность, придать единство и целость
потому что оиъ формуетъ, унорядочиваетъ матсріалъ поз- отрывочному знаіііго, определить неопределенное, безформенное.
нанія, приводить его въ систему. ченіе. Памяти классическая педагогика придаетъ важное зна-
Психологія въ классическом'!, смыслѣ есть логика,
сила,
Знаніе
этика, эстетика. Она понималась, какъ наука о нормальномъ явлена воли есть чувства. упорядочивающая, формующая про-
и
складе душевной жизни, о душѣ въ идеѣ (согласованіе ча-
стей, гармонія, число). Такое знаніе должно быть прочно закреплено въ памяти.