Page 6 - Классическое и реальное образование
P. 6

Можно  и,  конечно,  должно  стремиться  къ  усовершен-
 ствоваиію  такого  рода  школы,  на  основаніи  нозднѣйіпаго
 многовѣковаго  опыта  и успЪховъ  научнаго  знаиія,  но  нельзя
 измѣнять  кореиныхъ  ея  основъ.
 Серьезность  н  практическая  важность  вопроса  объ  уста-
 новленіи  той  пли  иной  системы  средияго  образованія  побу-
 дили  меня  изложить  мои  мысли  но этому  предмету.  Иуду
 очень  радъ,  если  мои взгляды  встрѣтятъ  сочувствіе  со
 стороны  просвѣіцеішыхъ  и  опытный»  руководителей  учебно-  Есть  четыре  принципа  вснкаго  бытія:  1)  матерія  (b):tj,
                                            s
 воснитательнаго  дѣла.  ÛTO/eîpisvov),  2)  форма  (то  eiôoç,  то ті au),  3)  дішжушая
           причина  (àpyrj  njç  ysvsasMç,  àpyjj  тfjç  xivï|asô)ç,  то  aixiov
 24  мая  1 !><>() г.   тfjç  pisTaßo).^,  то öOsv  г,  àpyr,  rrjç  хі /рзок),  4 )  причина
                                           ѵ
 Ж.  оІндраеС-с/іій,  конечная,  цѣль  (то  oô ьха,  то  тёХо?,  тауаОоѵ).
                              іѵ
               Тнкь  какъ  матерію  можно  отождествить  съ  движущей
           причиной,  силой,  а  форму  съ  ц!»лыо,  то  въ  послѣднемъ
           анализ!»  существуютъ  только  два  начала  вещей:  матерія
           (вещество)  п  форма  (идея).  (Аристотель).
               Принципы  формы  и  цѣлп  определили  ианравленіе  клас-
           сической  науки;  принципы  матеріп  и  силы—науки  реальной.


               Существуюгь  четыре  рода  движеиія:  1)  Происхожденіе
           и  уничтоженіе  (ysvsais  xal  (рОора),  2)  иеремішн,  нзмТ.иеніе
           качества  (jxsTaßobj),  3)  увелпченіе  и  уменыненіе  (xiv/jau;
           хат  a'jSfjOiv  xal  ipîKaiv),  4)  переміяценіе  вь  пространств!!
           (ipopâ,  xtVYjaiQ  хата  тоѵ  тотіоѵ)  (Аристотель).
               Движеніе  есть  нринцинь  динамики.  Эта  наука  разви-
           лась  въ  новые  вѣка.  Греки  занимались  предпочтительно
           статикой.

               Существуетъ  четыре  категоріп  разсудка:  количества,
           качества,  отношенія,  модальности.  Категорія  количества
           включаегь  въ  себя  нонятія  единства,  множества,  цѣлоети;
           категорія  качества —понятія  реальности,  отрицанія,  ограни-
           ченія;  категорія  отношенія—нонятія  самобытности,  причин-
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11