Page 10 - Классическое и реальное образование
P. 10

Классическая  психологія  занималась  классификаціей  и
 В.  ФОРМА  (виергія).  онредѣленіемъ  душеішыхъ  способностей,  установленіемъ  пра-
             вильна™  соотношенія  между  ними  на  оспоианіи  значенія
 Въ  учічіін  о  формахъ  классическій  духъ  является  въ  каждой  способности.  Всѣ  явлен!»  ненормальный,  алогнческія,
 истнипомъ  своемь  величіи.  Форма  есть  единое,  проявляю-  несовершенный,  безобразный  должны  быть  исключены  пзъ
 щееся  во  многомъ,  есть  целое,  въ  которомъ  всѣ  части  объе-  нея.  Нынешняя  психологія  въ  смысле  исторіи  души  чело-
                                                        класси-
                     не
 динены  одіишъ  нринцииомъ.  веческой, мірѣ.  нашла  бы  сочувствія  и  признанія  въ  изъ  со-
                                               познается
            ческом!.
                        Принципы
                                  «несовершенное
 Форма  есть  истинно  сущее  (та  йѵ"(од  б та);  матерія—  вершенна™»  требуетъ  изученія  совершенных'!,  формъ  прежде
 ѵ
 ничто  (jJ.v)  öv).  изученія  формъ  несовершенныхъ,  теоріи  прежде  исторіи.
 Ничтожна  и  производящая  причина,  орудіе  производства,  Свобода-въ  формѣ,  въ  идее;  необходимость-въ  яв-
 т.  е.  виѣпшія,  частный  условія  явленій.  лепіяхъ.
 Логика  есть  формальная  наука.  Ея  иредметъ—законы  Закоиъ  не  есть  методъ  явлений,  измѣненій  или  движепія
 и  формы  мысли.  Закоиъ,  іірошікаіощій  формальную  логику,  въ  природѣ  и  иеторіи;  закоиъ  не  есть  выраженіе  постоян-
 есть  закоиъ  тождества  (съ  его  коррелятами —закономъ  иро-  ных!,  и неизменных!,  отношеній  между  частными  явлеиіиыи,—
 тпворѣчія  и  нсключешіаго  треть я го).  Закоиъ  достаточного  закоиъ,  понимаемый  въ  классическом!,  смысле,  выражастъ
 основаиія  сливается  съ  закономъ  тождества.  пропорциональность,  гармонію  частей,  определяемый  формой
            нринцииомъ  или  идеей  цѣлаго.
 Индуктивный,  опытный  методъ  есть  нримѣненіе  раздѣ-
 лительиаго  силлогизма  въ  изслѣдованію  частиыхъ  явлений.  Аттрнбуты  вытекаютъ  и  определяются  формой.
                                 отъ
                                     воспитанія.
                Обученіе
                       неотделимо
 «Органонъ»  Аристотеля  есть  изслѣдованіс  формъ  мысли.  цель  обучеиія  не  развить  умственный  способности
 Форма  есть  безусловное,  есть  то,  что  онредѣлясть  ма-  (это  послѣдствіе,  а  не  цель),  а  сообщить  обучаемому  опре-
 терію  (содержаnie),  но  не  зависитъ  отъ  нея  (автономія  формы).  деленные  взгляды,  уравновесить  его  душевный  способности
 Форма  есть  истинно  сущее,  есть  благо  и  красота.  Выс-  систематизировать  зиаеія.
 шая  форма,  идея  идей,  форма  формъ  есть  Богъ.  Слѣдуетъ  (выражаясь  языкомъ  Аристотеля)  возможность
 Разумъ  въ  душѣ  есть  первенствующая  способность,  обратить  въ  действительность,  придать  единство  и  целость
 потому  что  оиъ  формуетъ,  унорядочиваетъ  матсріалъ  поз-  отрывочному  знаіііго, определить  неопределенное,  безформенное.
 нанія,  приводить  его  въ  систему.  ченіе.  Памяти  классическая  педагогика  придаетъ  важное  зна-
 Психологія  въ  классическом'!,  смыслѣ  есть  логика,
                          сила,
               Знаніе
 этика,  эстетика.  Она  понималась,  какъ  наука  о  нормальномъ  явлена  воли  есть чувства.  упорядочивающая,  формующая  про-
                      и
 складе  душевной  жизни,  о  душѣ  въ  идеѣ  (согласованіе  ча-
 стей,  гармонія,  число).  Такое  знаніе  должно  быть  прочно  закреплено  въ  памяти.
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15