Page 5 - Классическое и реальное образование
P. 5
Можно и, конечно, должно стремиться къ усовершен-
ствоваиію такого рода школы, на основаніи нозднѣйіпаго
многовѣковаго опыта и успЪховъ научнаго знаиія, но нельзя
измѣнять кореиныхъ ея основъ.
Серьезность н практическая важность вопроса объ уста-
новленіи той пли иной системы средияго образованія побу-
дили меня изложить мои мысли но этому предмету. Иуду
очень радъ, если мои взгляды встрѣтятъ сочувствіе со
стороны просвѣіцеішыхъ и опытный» руководителей учебно- Есть четыре принципа вснкаго бытія: 1) матерія (b):tj,
s
воснитательнаго дѣла. ÛTO/eîpisvov), 2) форма (то eiôoç, то ті au), 3) дішжушая
причина (àpyrj njç ysvsasMç, àpyjj тfjç xivï|asô)ç, то aixiov
24 мая 1 !><>() г. тfjç pisTaßo).^, то öOsv г, àpyr, rrjç хі /рзок), 4 ) причина
ѵ
Ж. оІндраеС-с/іій, конечная, цѣль (то oô ьха, то тёХо?, тауаОоѵ).
іѵ
Тнкь какъ матерію можно отождествить съ движущей
причиной, силой, а форму съ ц!»лыо, то въ послѣднемъ
анализ!» существуютъ только два начала вещей: матерія
(вещество) п форма (идея). (Аристотель).
Принципы формы и цѣлп определили ианравленіе клас-
сической науки; принципы матеріп и силы—науки реальной.
Существуюгь четыре рода движеиія: 1) Происхожденіе
и уничтоженіе (ysvsais xal (рОора), 2) иеремішн, нзмТ.иеніе
качества (jxsTaßobj), 3) увелпченіе и уменыненіе (xiv/jau;
хат a'jSfjOiv xal ipîKaiv), 4) переміяценіе вь пространств!!
(ipopâ, xtVYjaiQ хата тоѵ тотіоѵ) (Аристотель).
Движеніе есть нринцинь динамики. Эта наука разви-
лась въ новые вѣка. Греки занимались предпочтительно
статикой.
Существуетъ четыре категоріп разсудка: количества,
качества, отношенія, модальности. Категорія количества
включаегь въ себя нонятія единства, множества, цѣлоети;
категорія качества —понятія реальности, отрицанія, ограни-
ченія; категорія отношенія—нонятія самобытности, причин-