Page 5 - Классическое и реальное образование
P. 5

Можно  и,  конечно,  должно  стремиться  къ  усовершен-
                      ствоваиію  такого  рода  школы,  на  основаніи  нозднѣйіпаго
                      многовѣковаго  опыта  и успЪховъ  научнаго  знаиія,  но  нельзя
                      измѣнять  кореиныхъ  ея  основъ.
                          Серьезность  н  практическая  важность  вопроса  объ  уста-
                      новленіи  той  пли  иной  системы  средияго  образованія  побу-
                      дили  меня  изложить  мои  мысли  но этому  предмету.  Иуду
                     очень  радъ,  если  мои взгляды  встрѣтятъ  сочувствіе  со
                      стороны  просвѣіцеішыхъ  и  опытный»  руководителей  учебно-            Есть  четыре  принципа  вснкаго  бытія:  1)  матерія  (b):tj,
                                                                                                                            s
                     воснитательнаго  дѣла.                                               ÛTO/eîpisvov),  2)  форма  (то  eiôoç,  то ті au),  3)  дішжушая
                                                                                          причина  (àpyrj  njç  ysvsasMç,  àpyjj  тfjç  xivï|asô)ç,  то  aixiov
                          24  мая  1 !><>() г.                                            тfjç  pisTaßo).^,  то öOsv  г,  àpyr,  rrjç  хі /рзок),  4 )  причина
                                                                                                                          ѵ
                                                     Ж.  оІндраеС-с/іій,                  конечная,  цѣль  (то  oô ьха,  то  тёХо?,  тауаОоѵ).
                                                                                                             іѵ
                                                                                              Тнкь  какъ  матерію  можно  отождествить  съ  движущей
                                                                                          причиной,  силой,  а  форму  съ  ц!»лыо,  то  въ  послѣднемъ
                                                                                          анализ!»  существуютъ  только  два  начала  вещей:  матерія
                                                                                          (вещество)  п  форма  (идея).  (Аристотель).
                                                                                              Принципы  формы  и  цѣлп  определили  ианравленіе  клас-
                                                                                          сической  науки;  принципы  матеріп  и  силы—науки  реальной.


                                                                                              Существуюгь  четыре  рода  движеиія:  1)  Происхожденіе
                                                                                          и  уничтоженіе  (ysvsais  xal  (рОора),  2)  иеремішн,  нзмТ.иеніе
                                                                                          качества  (jxsTaßobj),  3)  увелпченіе  и  уменыненіе  (xiv/jau;
                                                                                          хат  a'jSfjOiv  xal  ipîKaiv),  4)  переміяценіе  вь  пространств!!
                                                                                          (ipopâ,  xtVYjaiQ  хата  тоѵ  тотіоѵ)  (Аристотель).
                                                                                              Движеніе  есть  нринцинь  динамики.  Эта  наука  разви-
                                                                                          лась  въ  новые  вѣка.  Греки  занимались  предпочтительно
                                                                                          статикой.

                                                                                              Существуетъ  четыре  категоріп  разсудка:  количества,
                                                                                          качества,  отношенія,  модальности.  Категорія  количества
                                                                                          включаегь  въ  себя  нонятія  единства,  множества,  цѣлоети;
                                                                                          категорія  качества —понятія  реальности,  отрицанія,  ограни-
                                                                                          ченія;  категорія  отношенія—нонятія  самобытности,  причин-
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10