Page 12 - Классическое и реальное образование
P. 12
Разумеется, изучать должно предпочтительно формы, Форма есть приицшгь ограиичеиія, самоограниченія,
именно: ' формы иротяяіенія, органическія формы, формы исключенія всего индивидуальиаго (т. е. неразумнаго). Та-
языка, литературы, государства. кой нриицинъ ведетъ къ филаитроніи и гуманизму.
Наука есть 'замкнутый въ себѣ круп, теоремъ. Ея Формализмъ классический носить печать величія и
задача—углубляться въ сущность вещей, а не изслѣдовать объективности.
частный явлепія. Форма есть виутреішій образующій иршіцнпъ, напрпп-
Такая наука не можетъ быть популярной. ляющій, между прочими., и наши дѣйетвія. Познать себя
Въ ней замечается преобладаніе аналитическаго суж- значитъ познать глубоко внутренній планъ, заложенный вт.
плат»
значить
ятотъ
природу,
познать
и
действо-
дснія, уясняюпщго смыслъ, раскрывающаго содержаніе нашу согласно съ а нимъ, потому, что вліяніе на нашу волю
вать
(онредѣленіе). отчетливо сознанной формы или идеи въ ея совершенстве
Обращается вішманіе на красоту формы. Воспитанно непреодолимо.
сообщается эстетаческіГі характеры Добродетель есть знапіе.
Идеи прогресса, въ нын шнемъ смыслѣ слова, пс су- Совершенная форма есть раскрытое содсржаиіе и выс-
ѣ
ществовало въ классическом!, мірѣ. шая степень сознаиія.
Съ точки зрѣнія классической, прогрессом!, следовало
бы назвать аналитическое раскрытіе формы въ жизни и со- Форма есть сущность вещи (субстрата, субстаиція,
знаиін, стремленіс къ чистоте формы; а регрсссомъ—диссо- идея, истинно реальное). Она же —и цель, конечная причина.
н а н с между формой и выражеиіемъ, нрсобладаиіе матері- Чемъ выше форма, тѣ мъ счастливее субъектъ. Истин-
альнаго начала надъ формальнымъ. ное просвещеиіе (знаніе) и счастіе совпадают!..
Истинное просвЬщеше, въ античномъ смысле, есть по- Чемъ больше овладевает!, форма матеріей, т мъ выше
ѣ
стиженіе сущности вещей, иопиманіе цели, внутренпяго существо.
смысла явлений (формы). Оио пренебрегало низшими стадіями Ноумены управляют!» феноменами, идеи —фактами, міръ
развитія явлений (ихъ эволюціей) и стремилось къ созер- духовный міромъ матеріальнымъ. Отсюда —подчиненное зпа-
цание формы въ момента достшкепіа ею высшей энергш. ченіе фактовъ ъ логике, матеріальной культуры ъ исторіи.
в
в
(Такой взглядъ ведетъ къ отрицанію историко-геническаго
Высшая
метода). лютный долгъ, форма есть категорический имнеративъ, абсо-
изменений
ыатеріп.
въ
начало
движенія
и
Схемой количества для аитичнаго ума, служило нротя-
женіе (геометрія, астрономія, пластика), а не время (ариѳ- Высшая форма жизни—жизнь разумная, просветленная
метика, алгебра). Пластическій характеръ греческаго ума. сознаніемъ (а не чувственная).
Познаніе формъ (иоиятій, дающихъ единство частямъ Высшая форма есть идеаль для низшей, движуіцій
И выражающихся въ системахъ) иредполагаета въ человеке принципы
высшую божественную способность—Разумъ.