Page 19 - Классическое и реальное образование
P. 19

При  вѣчной  текучести  явленій  форма  сливается  съ ме-        На,  ученіи  оба,  ассоціаціи  идей  реализмъ  иереходитъ
                       тодомъ  (процессоиъ).  Въ  педагогикѣ  это  им етъ  весьма важ-  въ  иигилизмъ.  Нѣ тъ  въ  духе  формую/даго  начала,  а  только
                                                           ѣ
                       ное  значеяіе.                                                   случайная,  механическая  группировка  представленій.
                           Догматическій,  акроаматическій  способы  преподаванія           Бога, — природа,  законы  его-  законы  природы.  Въ  пихт,
                       (въ  сущности  -  формы  мышленія),  соотв тствующіе  спокой-    выражается  необходимость,  или  велѣпія  судьбы.  Странно
                                                        ѣ
                       ному,  созерцательному  настроенію  духа,  отвергаются  и под-   читать,  когда  Спиноза  говорить  о  любви  ка.Богу,  понимаемому
                       вергаются  ожесточеннымъ  нанадкамъ.                             «иъ,  какъ  natura  naturans.
                           Анализъ  и  синтезъ  обращены  въ  методы,  тогда  какъ          Атомистика,  частичность,  безкопечпо  малый  величины,
                       у  Аристотеля  это -  формы  мышленія.                           категоріи  едшшчнаго,  индивидуальна го  лежать  въ  основе
                            Аналогія  -  восиомогательное  средство  индукціи,  тогда   современной  пауки.  (Собственно  говоря,  частичное  двпженіе).
                       какъ  у  грековъ  на  этомь  нринцииѣ  основаны  науки  и             Качество  отождествлено  съ  движепіемъ.  Вообще  кате-
                       искусства.                                                       горія  качества  сведена  па  категории  количества,  а  эта  по-
                            Антронологія—отъ  эмбріологіи  и  инстинкта  (даже  жи-      следняя  на  категории  движенія.
                       вотныхъ)  иротигиваетъ  дѣііь  своихъ  ВЫВОДОВ!,  до  логики,         Пспхическій  актъ  есть  форма  или  даже  методъ  ДВІІ-
                       этики,  эстетики  (но категоріямъ  модальности  и  причинности).  жепія  частицъ,  видъ  физіологическаго  процесса.
                            Антропоморфизма,  въ  шнрокомъ  смыслѣ  (въ  смыслѣ              Понятіе  абсолютного,  безусловного  заменило  въ  реали-
                        перенесенія  на  міръ  категорій  формы  и  цели),  проникающій  стической  философіи  ионятіе  истинно  Сущаго,  Реального,
                       классаческій  міръ,  отвергается  реализмомъ.                     Едина го.
                           Ка'М'орш  необходимости,  которая  въ  классическом/,             Деятельность,  трудъ—счастіе  (по  котсгоріи  двшкенія),
                       мірѣ  занимала  іюдчішеииое  иоложеніе  (между  возможностью      а  ne  услопіе  счастія.
                       и  действительностью,  т.  е.  истинно—  сущимъ,  т.  е.  свободой)   Боззр ніе,  созерцаніе  отождествлено  съ  чувственным !,
                                                                                                                                         -
                                                                                                 ѣ
                       подчинила  себѣ  действительность  (факта,  обращена,  въ  за-    наблюденіемъ  или  с/ь  нзысканіемъ  прпчинъ  (актъ  разсудоч-
                       кона,),  даже  обращена  въ  ц ль  (скрытую).  У  Ф н х т е - с у щ -
                                              ѣ
                       ность  міра  то,  что  должно  быть,  какъ  завершеніс  исторп-   ный,  а  не  разумный).
                                                                                                   ѣ
                        ческаго  процесса.  Необходимость  (какъ  и  действительность)       Боля  д ятельпая,  знерпіческіе  характеры—идеальны.
                                                                                                                             в
                       оказывается  разумною  (господство  силы,  принципа,  борьбы      Боля,  какъ  деятельная  способность,  положена ъ  основу  вещей.
                       за  существованіе  разумны  и  ведутъ  къ  совершенству).             Воображеніе,  какъ  способность  формъ,  не  находить
                            Аскетизма,  и  квіэтизмъ  нротиворѣчатъ  принципу  дви-      должной  оценки  въ  фнлософіи,  отрицающей  формы  (объек-
                                                                                           -
                       женія,  эволюціи;  они  не  могутъ  быть  ношггы  съ  точки       тов !,,  а  не  процесса,  не  движенін).
                        зрѣнія  реализма.                                                    Воспитаніе,  т.  е.  упорядоченіс  мыслей,  пувствъ  и  яв-
                            Действительность—міръ  фішомсновъ,  подчиненны  хъ           леній,  образована  нормальней)  склада  душевной  жизни, соз-
                        закону  необходимости.                                           дана  или  раскрытіе  идеальной  формы  въ  воеіштываемомъ,—
   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24