Page 13 - Что и как читать детям. Критико-библиографический ежемесячный журнал
P. 13

словъ: «Въ л'Ьсокъ по мошокъ избушку мшить, чтобъ не холодно жить»?





                                                     Тутъ и непонятный маленькому ребенку слова и неправильный или во






                                                      всякомъ случай не литературный выражешя: «по мошокъ». Чтобы малень­






                                                     кий ребенокъ могъ понять эти стишки, чтобы они перестали для пего






                                                     быть наборомъ полупонятныхъ словъ, пришлось бы очень долго и про­





                                                    странно объяснять ребенку про деревянныя постройки, щели которыхъ въ






                                                     некоторыхъ м'Ьстахъ забиваютъ мхомъ для того,                                                                                                                                                                                                                    чтооы и т. д. Целую





                                                    лекцпо пришлось бы прочесть и при томъ сообщить ребенку много
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        > для





                                                     него весьма мало интереснаго и къ тому же непонятнаго. Разумеется






                                                     никто подобнымъ истолковывашемъ побасенокъ не станетъ заниматься, и






                                                     она останется наборомъ словъ. И разве это полезно, разве это действи­





                                                    тельно здоровая пища для маленькаго ребенка? Аргументъ. что подобныя






                                                    созвуч!я риемы, аллитеращи, вне зависимости даже отъ смысла отдельныхъ





                                                    словъ, часто очень нравятся детямъ,—весьма мало убедителенъ. Мало ли






                                                     что нравится детямъ, и что они любятъ иногда безъ счету повторять,—






                                                    этого всего нйтъ никакой надобности фиксировать и печатать въ книге





                                                    для детей. Мой братъ въ возрасте 5 летъ очень любилъ повторять созву-






                                                    Ч!Я собственнаго изобретения: «свендп, бендп, колаленди». На вопросе,






                                                    чтб это значите, братъ отвечалъ: — «это очень красиво». Значить ли





                                                    это, однако, что похвально въ сборникъ стишковъ для детей включить и






                                                    десятокъ подобныхъ «свенди, бендп»... Но «свенди, бенди» не содержать






                                                    никакихъ словъ, стишки же въ стиле «Гуркота, гуркота, а у Оленьки





                                                   дремота», или «Въ лесокъ по мошокъ» и т. п. содержать и настояния






                                                   слова, изъ которыхъ каждое, отдельно взятое, имеете свой смысле, утра­





                                                    ченный однако при сопоставленш съ другими словами. Авторитетомъ книги






                                                   только пр5учаютъ ребенка къ безсмысленному произнесеяпо словъ, къ






                                                    привычке произносить слова, не связывая ихъ съ реальнымъ значсшемъ





                                                    этихъ словъ, нс связывая ихъ логическою связью, никакою логическою






                                                   мыслью.





                                                                                Повторяю—я не буду сейчасъ входить въ обсуждеше сказокъ и ихъ






                                                   значешя, какъ матер!ала для чтсшя детей, но для меня нс можетъ быть






                                                    ни минуты сомнения въ томъ, что намъ необходима спещально детская






                                                   литература для маленькихъ детей. Если сказки допустимы, желательны (я и





                                                   не отрицаю сказокъ на цело), то все же нельзя ими однемн заменить лите­






                                                   ратуру для маленькихъ детей, нельзя держать детей дошкольнаго возрастра,





                                                   только на сказкахъ. Не отрицать надо спещально детскую литературу,






                                                   а наоборотъ, надо признать, что никогда еще она не была такъ настоя­






                                                   тельно необходима, какъ именно въ наши дни. Конечно, если выражеше





                                                    «спещально детская литература» синонимъ литературы пошлой, бездарной,






                                                   слащавой и тошнотворно добродетельной, то конечно прочь такую лите­






                                                    ратуру. Но ведь это совсемъ не синонимы. Не только для маленькихъ





                                                   детей нужна своя, здоровая, специально детская литература, но и для






                                                   детей средняго и даже старшаго возраста. Пусть более развитый дети






                                                    14—15 летъ читаютъ уже и произведя болыппхъ мастеровъ, пусть они





                                                   начинаютъ знакомиться' съ Л. Толстымъ, Гоголемъ, Тургеневым^ Диккен-






                                                   сомъ, но наряду съ этимъ ихъ можетъ еще интересовать хорошая лите­






                                                   ратура своя, детская, и эта литература можетъ въ простой, имъ доступ­





                                                   ной форме, познакомить ихъ съ многими сторонами человеческой жизни,
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18