Page 9 - Что и как читать детям. Критико-библиографический ежемесячный журнал
P. 9

не переделанный романъ Дефо? II совершенно неизбежно приходится






                                                 выпускать отдельный сцены, сокращать, переделывать. Надо ли говорить






                                                 о томъ, что при этомъ грубо калечится художественное произведете. Въ





                                                 выше цитированныхъ словахъ Белинскаго ясно указывается на мнен!е
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    , мнен!е






                                                 его о необходимости издавать для д                                                                                                                                                                  Ьтей «особенный пздашя кнпгъ,





                                                 писанныхъ для взрослыхъ, издан 1я, въ которыхъ должно быть исключено





                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               дать ихъ фантазш
                                                 все такое, о чемъ имъ рано знать, все, что можетъ д;






                                                 вредное для здоровья и нравственности направлен1е>                                                                                                                                                                                                                  . II тутъ же Белин-





                                                 скШ продолжаетъ: «но опошливать для детей велик!я произведения, прино­






                                                 равливая ихъ детскому возрасту—ни на что не похоже: велик!я произве­





                                                  дена делаются вздорными сказками, и детямъ отъ нихъ нетъ никакой






                                                 пользы». Въ приведенныхъ словахъ справедливо, разумеется, только






                                                  последнее, и эта мысль стоитъ въ полномъ противоречит съ' рекомендуе-





                                                 мымъ Белинскимъ «особепнымъ издашемъ кнпгъ, писанныхъ для взрос-






                                                 лыхъ». Если только допускать возможность переделки художественнаго произ­






                                                 ведены!, то границъ этой переделки нетъ, и получается профанащя искусства.





                                                  Ходячтя детскчя изданья, напрпмеръ, Донъ-Кпхота и Гулливера иначе, какъ






                                                  профанац’тею Сервантеса и Свифта, назвать» нельзя.






                                                                              Въ полномъ отрицаши спещально детской литературы первымъ не-





                                                  доразумешемъ по моему является игра словомъ «детская литература». Что






                                                   обнимаете собою детская литература? Книги, пригодныя для чтешя де­






                                                   тямъ отъ дошкольнаго возраста до 15 летъ. Но, ведь, при удивительно





                                                   быстромъ росте развитья ребенка этотъ возрастъ обнимаетъ собою очень






                                                   много, и раЗлич!е между книгами для детей, пригодными для детей 6 летъ,






                                                  и детей 15 летъ огромно, гораздо больше, чемъ между литературою де­






                                                   тей старшаго возраста и литературою взрослыхъ.





                                                                               А между темъ все это называется однимъ собирательнымъ герми-





                                                   номъ «детская литература». Если можно говорить о чтенш детьми произ­






                                                   веден’^ общей, MipoBoft литературы, то это можетъ касаться, разумеется,






                                                   только детей старшаго возраста и почти не пмеетъ ни малейшаго отно­





                                                   шенья до детей средняго (8—10 летъ) и, темъ более, младшаго (до 8 летъ)






                                                   возраста. Для этыхъ детей все равно должна существовать своя литера­






                                                   тура. Детямъ младшаго возраста такъ же невозможно дать книги для взрос-





                                                   лаго, какъ не можетъ пятилетшй ребенокъ носить сапогъ своего отца,






                                                   какъ не можетъ грудной ребенокъ грызть орехи. Пни просто не дороьли.






                                                    Для нихъ однпхъ уже необходима своя, спещальная, именно для детей





                                                    написанная литература. II разумеется эта литература должна оын» оди






                                                    иаково художественно-правдивою, а не фальсификащею подъ лпгературт.





                                                    Требовашя къ такой детской литературе должны быть очень строги, исклю­






                                                    чительно строги, и всякая фальшь должна быть решительно отвергаема.






                                                     Но темъ не менее все должно оыть въ кнпгахъ этого рода, свопмъ, сне






                                                     щально детскпмъ. II особо крупная печать, и доступные детскому пони­





                                                     манью рисунки, и соответствукнще сюжеты, н манера изложешя, и кон­






                                                     структа фразъ. и подборъ словъ. Ведь у маленькаго ребенка способность





                                                     къ 'логическому мышлешю еще не развита, и лексиконъ словъ, прямо чис­






                                                     лом!» своимъ, несравненно беднее лексикона словъ, употреоляемыхъ и








                                                     понятных!» ребенку 15 летъ.



                                                                                 Говоря все это я, несомненно, до известной степени уподобляюсь
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14