Page 6 - Что и как читать детям. Критико-библиографический ежемесячный журнал
P. 6
Въ защиту дЪтской литературы.
При современномъ оживлены педагогической мысли и усилены инте
реса и внимашя къ вопросамъ д'Ьтскаго чтешя вполне естественно возни-
каетъ переоценка критер’1умовъ, самихъ методовъ оценки детской книги,
требовашй къ ней предъявляемыхъ. Вспоминаютъ воззрен!я старыхъ авто-
ровъ, сопоставляютъ съ ними мнения авторовъ современныхъ. 11 нередко
оказывается, что многое «новое» на самомъ деле совсемъ не ново. Стоитъ
сопоставить некоторый изъ основныхъ воззрешй немецкаго новатора, «рево-
лющонера», Вольгаста съ мнениями Белинскаго, чтобы убедиться,-что мно-
г1я изъ «новыхъ» идей Вольгаста были летъ за 50 до него высказаны и
полнее и лучше Белипскимъ.
Изъ появившихся за последнее время вт> нашей литературе много-
численныхъ статей, посвященныхъ разсмотрЬнпо вопросовъ о требовашяхъ,
предъявляемыхъ къ детской книге, мне хотелось бы обратить внимаше
читателей па очень ценную и интересную статью И. А. Саввина—«Прин
ципы критики детской книги» («Новости детской литературы» № 10—11.)
Автору очень хорошо удалось ясно представить это блуждаше, почти без
надежное блуждаше, критической мысли между двумя противоречивыми
требовашями, который какъ то естественно и неизбежно все хотятъ предъ I
являть къ детской книге. Первое требован!е — книжка должна быть ху
дожественна, второе—въ детской книге въ той или иной степени необхо-
дпмъ дпдактпческШ, моралпстическШ элементъ. Мне лично крайне пр!ятно
было убедиться, что авторъ этой статьи, разбирая мои воззрешя, высказы-
ваетъ себя вполне солпдариымъ съ моими взглядами на место морали въ
детской литературе по сколько оне высказаны были въ моей статье того
же заглав1я (см. нашъ журналъ № 8, 1912 г.). Могу также только при
ветствовать итоги, къ которымъ приходить авторъ изъ своего раземотрешя
различныхъ прпнциповъ критики. Первый птогъ: «детская книга должна
быть доступна по содержашю, интересна, правдива и художественна.»
Второй птогъ—«каждый критикъ по своему бьется между двумя точками—
художественнымъ реализмомъ и дпдактическимъ элементомъ въ детской
книге. Отсюда хороша и нужна только та детская книга, въ которой
органически, неразрывно сливаются эти два начала. Художественные
образы сами по себе, независимо отъ воли автора, безъ всякой натяжки,
должны оказывать гуманизирующее действ!е па сознаше читателя." Все
это въ высшей степени правильно, и можно только пожелать, чтобы объ
этомъ больше по приходилось спорить, чтобы это стало общимъ мнен1емъ,
чемъ-то само собою разумеющимся.
Темъ более приходится сожалеть о невозможности согласиться съ не
которыми другими положейями П. А. Саввина. Авторъ высказываетъ себяпро-
тивникомъ спещально детской литературы. Это гонеше на детскую литературу
является видимо прямо таки моднымъ въ наши дни, когда какч> то вдругъ вос
кресли идеи Белинскаго и Писарева съ ихъ резкими нападками на чисто
детскую литературу. БелинскШ, какъ известно, первоначально былъ горя-
чимъ приверженцемъ спещально детской литературы и высказывалъ
много прекраспыхъ мыслей о томъ, какою она должна быть. Позднее
онъ резко изменилъ свое мнете. Отмечая, что существуетъ два течешя