Page 11 - Что и как читать детям. Критико-библиографический ежемесячный журнал
P. 11
9
Я не буду касаться вопроса, больного, несчастнаго вопроса о сказ-
кахъ — это необходимо разсмотреть особо, но я не могу не отметить здесь,
что къ сказкамъ у многпхъ педагоговъ и критиковъ (и не только у отри
цателей детской литературы) отношеше существенно иное, чГ.мъ къ лите
ратуре не сказочной. Къ нимъ предъявляются иныя требован!я, иной кри-
тер!умъ, и мирятся съ такими недостатками отд'Ьльныхъ сказокъ, которыхъ
никогда бы не простили ни одному беллетристическому разсказу. Среди
книгъ для детей дошкольного возраста сказки угрожающе выгЬсняютъ
детскую литературу; процентъ сказокъ среди вновь выпускаемых!. книгъ
происходить
д'Ьтей
дошкольнаго
возраста
чрезвычайно
Зд'Ьсь
для детей дошкольного возраста чрезвычайно велпкъ. Зд'Ьсь происходить
для
великъ.
трогательное единеше лицъ самыхъ различных!. убежденШ. Одни полагаютъ,
что д'Ьтямъ ничего кром^ побасенокъ не надо, что для нихъ и этого до
что детямъ ничего кроме побасенокъ не надо, что для нихъ и этого до
вольно; друг!е говорятъ, что д'Ьтей надо держать въ Mipt, возвышенной
вольно; друг!е говорятъ, что д'Ьтей надо держать въ Mipt. возвышенной
оберегая
отъ
чувства,
Ьжную
’
н
ихъ
психику
нужный
сквер-
фантазш,
фантазш, оберегая ихъ нужный чувства, нежную психику отъ житейской сквер-
житейской
ноты, и потому для д'Ьтей необходимы только сказки: друпе, бол'Ье серьезные,
ноты, и потому для д'Ьтей необходимы только сказки; друг!е, более серьезные,
убежденные отрицатели детской литературы говорятъ, что и отъ малень-
■Ьтей отнюдь не надо скрывать жизни съ ея отрицательными сто-
кихъ детей отнюдь не надо скрывать жизни съ ея отрицательными сто
ронами, но ихъ следуетъ знакомить съ жизнью черезъ посредство Mipa
сказокъ, но не выдуманныхъ, а народныхъ. Иаконецъ друпе говорятъ,
что народный эпосъ — это истинно художественная литература и форма,
вполне доступная ребенку. Народный эпосъ, народное творчество это не
спещально детская литература, она не только прщмлема, но и желательна.
Сборннкъ «Баюшки-баю!» тоже ведь не простой, а сборникъ «народных!,
детскихъ п'Ьсенокъ и сказокъ».
Слово «народная», несомненно, имеетъ для многихъ какую то мисти
ческую привлекательность. Вполне понятно, что для филолога всякая на
родная сказка имеетъ большой интересъ, даже если она сильно искажена
и въ сильной степени утратила уже свой первоначальный смыслъ. Но
“ —, сказки.
какое же дело ребенку до исторш происхождешя читаемой пмъ
Въ своей, во многихъ отношешяхъ очень интересной кнпгЬ «Къ во-
...........
просу о 'Ьтскомъ чтеши», 11. И. Оеоктистовъ соглашается съ мнЬп1(мъ,
что въ сказке о «Красной шапочк'Ь» имеются «ясные сл'Ьды солнеч-
представляющаго закатъ и восходъ солнца». Возстанав-
наго миоа, : ~
—-—эпизодъ съ наполнешемъ
ливая часто пропускаемый конекь этой сказки
брюха волка камнями, посл'Ь чего волкъ пдетъ пить и тонетъ отъ тяжести
'
*
Г
II ______ ^лллжгтггЛтттТЛ ГТЛЛТППАИП1Р,
камней, Оеоктистовъ утверждаетъ: «Несмотря на несомненно посторонше
Л: д-Ьвочка съ красною шапочкою—это солнце,
наросты, здесь ясенъ'миоъ: девочка съ красною шапочкою—это солнце,
волкъ. пожирающШ ее—ночь, охотникъ, убивающш волка—разеветъ, вос-
ночь охотникъ, убиваюпцй волка—разсв’Ьтъ, вое-
• _ __ А
хождеше Красной Шапочки изъ желудка волка и потоплена самаго волка—
исчезновеше ночи и восходъ солнца» (стр. 89). Не говоря о томъ, что съ
неменьшею убедительностью можно утверждать, что сказка о «Красной Ша
почке»—это' сатира на Государственную Думу, на нашу конститущю и вообще
что угодно иное, несомненно одно, что детямъ это все совершенно неизвестно,
и—къ счастью неизвестно. Для нихъ сказка понят на сама по <е)> во
всей простоте ея фабулы, и понимаютъ они ее преимущественно реалистически.
Но тогда говорятъ, что народный сказки годятся для детей ш потому,
что оне на родныя, а потому, что оне хороши сами по себе Это несколько
- иной уже вопросъ, который следуетъ раземотреть, говоря о месте сказокъ въ