Page 14 - Что и как читать детям. Критико-библиографический ежемесячный журнал
P. 14
которыя въ трактовка общей литературы остались бы для нихъ непонят
ными. Хорошая датская литература ценна еще и гЬмъ, что она есте
ственно держитъ ребенка (а существо 12—15 летъ все-таки еще ребе-
нокъ) въ кругу близкихъ ему интересовъ датской, школьной жизни.
Взрослый человёкъ, съ его расширеннымъ кругомъ интересовъ р'Ьдко
можетъ искренно заинтересоваться т'Ьмъ, что составляетъ здорояый и
естественный интересъ для ребенка, и вполне логично, чтобы этотъ осо
бливый д'ЬтскШ интересъ находилъ себЪ отражеше и въ соответствующей
особливой литературе. Но, конечно, литература эта должна быть тща
тельно выбрана и къ ней должны быть приложены очень стропя тре-
бовашя. Критер1умъ этотъ уже былъ приведенъ въ начале статьи и его,
или подобнаго ему, следуетъ держаться съ возможной строгостью.
Надо исключить изъ числа книгъ, даваемыхъ въ руки детямъ, все не
художественное, все, пропитанное неискренностью, навязчивою моралью, тен- .
денщозностью, фальшью и неправдою. Все это надо выбросить самымъ без-
жалостнымъ образомъ, какъ выпалываютъ сорную траву, заглушающую
культурный посевъ. Тогда сделается виднее, заметнее, доступнее, то
сравнительно немногое хорошее,что все же имеется и въ современной
детской литературе. Но темъ не менее остается, и нужна, и необходима
для детей спещально детская, здоровая, художественно - правдивая лите-
. ратура.
Евгенш Елачичъ.
I. „Наша библиотека44 подъ редакщей Е. М. Чарнолусской. Книгоизда
тельство «Другъ» Б. М. Вольфа. СНБ. 1910—1912 г.
Въ ccpiio «Наша библютека» вошло въ настоящее время 17 книгъ,
и издание это заслуживаетъ быть отмеченнымъ. Какъ видно изъ преди-
слов!я, выпускаемая сер!я книгъ «ставить своей задачей выборъ изъ про-
изведенШ русскихъ и иностранныхъ писателей того, что доступно для чте-
н)я детямъ въ возрасте 7—16 летъ. Обпце принципы выбора—художе
ственность, простота, правдивость изображенья и доступность». «Такую систе
му выбора редакщя ставитъ несравненно выше пользованья спещальной
детской литературой, къ которой она относится съ большой осторожностью;
переделка ею безусловно отрицается». Эти общья положешя исоставляютъ
наиболее характерную сторону «Нашей библиотеки», и именно потому не
обходимо подробнее остановиться на ея разсмотренш.
Можно только приветствовать идею выбрать для детей изъ м!ровой
литературы произведен1я, характерною чертою которыхъ являются „худо
жественность, простота, правдивость изложешя и доступность/4 Какъ прин-
ципъ—это прекрасно, но осуществимо ли это? Для детей старшаго возраста,
несомненно можно выбрать изъ м!ровой литературы кое что и для нихъ
доступное, но это все же ни въ коемъ случае не должно служить основа-
н!емъ къ игнорировашю спещально детской хорошей литературы. Ведь вы-