Page 14 - Что и как читать детям. Критико-библиографический ежемесячный журнал
P. 14

которыя въ трактовка общей литературы остались бы для нихъ непонят­






                                   ными. Хорошая датская литература ценна еще и гЬмъ, что она есте­





                                   ственно держитъ ребенка (а существо 12—15 летъ все-таки еще ребе-






                                   нокъ) въ кругу близкихъ ему интересовъ датской, школьной жизни.





                                    Взрослый человёкъ, съ его расширеннымъ кругомъ интересовъ р'Ьдко






                                    можетъ искренно заинтересоваться т'Ьмъ, что составляетъ здорояый и






                                    естественный интересъ для ребенка, и вполне логично, чтобы этотъ осо­






                                    бливый д'ЬтскШ интересъ находилъ себЪ отражеше и въ соответствующей





                                    особливой литературе. Но, конечно, литература эта должна быть тща­






                                    тельно выбрана и къ ней должны быть приложены очень стропя тре-





                                    бовашя. Критер1умъ этотъ уже былъ приведенъ въ начале статьи и его,






                                     или подобнаго ему, следуетъ держаться съ возможной строгостью.






                                                                 Надо исключить изъ числа книгъ, даваемыхъ въ руки детямъ, все не





                                    художественное, все, пропитанное неискренностью, навязчивою моралью, тен- .






                                    денщозностью, фальшью и неправдою. Все это надо выбросить самымъ без-






                                    жалостнымъ образомъ, какъ выпалываютъ сорную траву, заглушающую





                                    культурный посевъ. Тогда сделается виднее, заметнее, доступнее, то






                                    сравнительно немногое хорошее,что все же имеется и въ современной






                                    детской литературе. Но темъ не менее остается, и нужна, и необходима






                                    для детей спещально детская, здоровая, художественно - правдивая лите-






                               . ратура.






                                                                                                                                                                                                                                                                                       Евгенш Елачичъ.



















































                                                                I. „Наша библиотека44 подъ редакщей Е. М. Чарнолусской. Книгоизда­






                                   тельство «Другъ» Б. М. Вольфа. СНБ. 1910—1912 г.






                                                               Въ ccpiio «Наша библютека» вошло въ настоящее время 17 книгъ,





                                   и издание это заслуживаетъ быть отмеченнымъ. Какъ видно изъ преди-






                                   слов!я, выпускаемая сер!я книгъ «ставить своей задачей выборъ изъ про-






                                   изведенШ русскихъ и иностранныхъ писателей того, что доступно для чте-






                                   н)я детямъ въ возрасте 7—16 летъ. Обпце принципы выбора—художе­






                                  ственность, простота, правдивость изображенья и доступность». «Такую систе­





                                  му выбора редакщя ставитъ несравненно выше пользованья спещальной






                                 детской литературой, къ которой она относится съ большой осторожностью;






                                  переделка ею безусловно отрицается». Эти общья положешя исоставляютъ






                                 наиболее характерную сторону «Нашей библиотеки», и именно потому не­





                                 обходимо подробнее остановиться на ея разсмотренш.






                                                              Можно только приветствовать идею выбрать для детей изъ м!ровой






                                литературы произведен1я, характерною чертою которыхъ являются „худо­






                                жественность, простота, правдивость изложешя и доступность/4 Какъ прин-






                                ципъ—это прекрасно, но осуществимо ли это? Для детей старшаго возраста,






                                несомненно можно выбрать изъ м!ровой литературы кое что и для нихъ






                               доступное, но это все же ни въ коемъ случае не должно служить основа-





                               н!емъ къ игнорировашю спещально детской хорошей литературы. Ведь вы-
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19