Page 7 - Что и как читать детям. Критико-библиографический ежемесячный журнал
P. 7
въ вопросе О ПОЛЬЗ'Ъ датской книги, онъ говоритъ, что d нешя „раздели-
лись на две противоположный стороны. Одна утверждаетъ, что безъ этихъ
книжекъ детямъ н’есть спасешя; другая говоритъ, что он! не только без-
полезны, по и положительно вредны, и что если детямъ должно читать
что нпбудь кроме учебнпковъ, такъ это книги, которыя читаются и взрос
лыми, разумеется, при условш строгаго выбора. Мы сами много думали
объ этомъ вопросе и теперь решительно объявляемъ себя на стороне вто
рого мнен!я.—Для детей должны существовать не дВтск1я книги, но осо
бенный издашя книгъ, ппсанныхъ для взрослыхъ.—издашя, въ которыхъ
должно быть исключено все такое, о чемъ имъ рано знать, все, что можетъ
дать ихъ фантазш вредное для здоровья и нравственности направлеше.“
Несколько позже совсемъ то же самое высказывалъ Д. II. Ппсаревъ со всей
свойственною ему резкостью: „Спещально детская литература всегда и
везде составляетъ и будетъ составлять одну изъ самыхъ жалкихъ, самыхъ
ненужныхъ отраслей общей литературы. Развиве детской литературы и
заиросъ на детск1я книги, несомненно существующШ во всехъ современ-
ныхъ обществахъ, объясняются просто и легко разными уродливыми особен
ностями, укоренившимися, во-первыхъ, въ господствуюшихъ спстемахъ
первоначальнаго воспиташя и, во-вторыхъ, въ нашихъ собственныхъ нрав-
ственныхъ привычкахъ.“ „Поэтому я огорошу читателя темъ неожидан-
нымъ для него заключетемъ, что такъ называемый хоронля детск!я книги
гораздо безнравственнее, и, по своему вл!янно на общество, гораздо вред
нее самыхъ грязныхъ пустыхъ романовъ французской фабрикацш/
„Птакъ детская литература есть жалкая, ложная и совершенно искус
ственная отрасль общей литературы. Въ ученмческихъ бпблютекахъ дёт-
ск!я книги совершенно неуместны. Ученическая библютека должна откры
ваться для учениковъ тогда только, когда они уже будутъ въ состояши
понимать и читать съ удовольств!емъ книги, написанныя для взрослыхъ,
разумеется, не для такихъ взрослыхъ, которые пщутъ въ книге скоромиыхъ
оиисан1й.“ II вотъ, теперь мы, невидимому, снова возвращаемся къ такому
полному, решительному, принцишальному отрицашю спец!ально детской
литературы.
Мне кажется, что въ этомъ отрицанш всякихъ правъ на существо-
ваше детской литературы, особливой отъ литературы для взрослыхъ, есть
много просто недоразумешя. Но во всякомъ случае это очень серьезный
вопросъ, и хотелось бы остановиться на немъ внимательнее. Целый рядъ
педагоговъ высказывается теперь вполне въ духе Белннскаго и Писарева—
«не должно быть спещально детской литературы», «надо развивать детей
на образцахъ общей художественной литературы» и т. и.. II. А. Саввпнъ
въ выше названной статье своей говоритъ, что все, пишупце спещально
для детей, неизбежно стеснены и должны «насиловать свою поэтическую
мысль, заковывать въ известный рамки свое чувство, всегда держа въ
сознанш, что они пишутъ для детей». Поэтому онъ полагаетъ, что «все,
что есть лучшаго въ детской литературе, являлось плодомъ свободпаго,
нпчемъ не ■ связаннаго творчества: «Робинзонъ Крузо» не для детей
писался, онъ результатъ ничемъ не стесненной поэтической мысли, потому
то, можетъ быть, классическШ романъ Дефо неувядающШ образчпкъ дет
ской литературы». II эти мысли свои авторъ считаетъ «трюпзмомъ».