Page 477 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 477
С и Т д а > Д о т я т р у д н о п о и с т и н ѣ с т а т ь добродѣтелыіымъ, а вовсе ему невозможно, потому что пребы-
доородътельнымъ и т. д. „Ты знаешь это стихотвореніе (еітя вать всегда, в чно добродѣтельнымъ свойственно только боже-
ѣ
ству. Но дабы быть добродѣтельнымъ, надобно сперва стать
добродѣтельнымъ; а дабы стать добродѣтелыіымъ, необходимо
С о к р а т а ) ' - ж е — ' = —
- I " я г « - « пріобрѣсть добродѣтель, или изучить добродѣтель, потому что кто
Протагоръ. Какъ тебѣ кажется: сказанное въ немъ в рно никогда не былъ добродѣтельнымъ, не пріобрѣлъ добродѣтели, не
ѣ
ЛИ и хорошо сказано, или н тъ? 1 учился ей, не знаетъ ея, тотъ не можетъ ни быть добродѣтель-
ѣ
Сократъ. Хорошо и в рно нымъ, ни не быть добродѣтельнымъ, подобно тому, какъ незнаю-
ѣ
щей,
Протагоръ. Хорошо ли сказано, если поэтъ впадаетъ самъ быть такъ сказать, неизучившій врачебнаго искусства не можетъ
ни
дурнымъ.
ни хорошимъ,
Наконецъ,
Си-
вовсе
врачомъ,
съ собою въ противорѣчіе?
Сократъ. Нехорошо. монидъ хотѣ лъ здѣсь сказать, что такъ какъ человѣку невоз
можно пребыть всегда добродѣтельнымъ, то онъ, Симонидъ, и
не порицаете за то челов ка, довольствуясь уже и тѣмъ, если
ѣ
г о в о ш п Г Мне Н ! В ѣ д ь Д а л ѣ е В Ъ Э Т 0 М Ъ Ж е с т и х о т в °реніи поэтъ
о д н и ! и " f Г Н р а В Т Ю С Л Ь ' В Ы С к а з а н н а а Пиітакомъ человѣкъ старается не дѣлать ничего дурного".
Въ заключеніе этой рѣчи Сократъ, обращаясь къ Прота-
сказать истинный W w S i » ^ " Г гору, говоритъ: „Зач мъ людямъ, которые сами умѣютъ разсуж-
ѣ
сказки,
миѳы,
чужія
что, напротивъ, не трудно быть добродетельнымъ- итакъ S дать, приводить лучше осгавимъ стихотворенія, вообще будемъ
и
Потому
все
мнѣнія?
это въ сторонѣ
гружво стать 2 ? Г Т И В ° Р Ѣ № Г Ъ ' у Т В е р Ж Д а я п р о б н о е , и что продолжать наше изслѣдованіе на основаніи собствен наго на-
трудно стать добродѣтельнымъ по истине, т.-е. истинно добпо- шего разсужденія: или такъ, что ты будешь спрашивать, а я
» r z ; : ° — — Ä отвѣ чать, или же, наоборотъ, такъ что я тебя буду спраши-
вать, а ты будешь отв чать".
ѣ
ѣ
противорѣчія) М 5 е Г е Т С Я ? Т а С Н 0 ( т а К Ъ Ч Т 0 н тъ Протагоръ сперва не р шался ни на то, ни на другое.
ѣ
и Г о Г о и ™ ж е ' Р а В Д а П р 0 Д И Ь ' ~ И в ѣ дь Наконецъ, пристыженный Алкивіадомъ, который предложилъ
Р
другимъ,
нибудь
и по-
бесѣду
Сократу
к мъ
съ
продолжать
ѣ
Лродикъ. Н тъ, это различная понятія томъ упрошенный прочими слушателями, Протагоръ объявилъ,
ѣ
Сократъ. Итакъ Симонидъ не противорѣчилъ бы зд сь что онъ готовъ отвѣчать Сократу на его вопросы.
ѣ
сам, себѣ уже и тогда, если понимать его такъ: Дота трудно Тогда Сократъ напоминаете Протагору, на чемъ останови-
,
истинѣ сшатъ истинно доброд телышмъ, о а Г ж Г лись они въ первомъ дѣйствіи, а именно спрашиваете ІТротагора,
ѣ
трудно быть доброд телышмъ". Но дѣло въ омъ что такъ не все ли еще онъ думаете, что мудрость, благоразуміе, правед-
ѣ
Z Z r r n Э Т ° " 4 С Т ° » Р - і и О ш Г и а ность, благочестіе и мужество суть существенно различная части
и вотъ Сократъ, подражая Протагору, въ длинной юѣчи единой добродѣтели?
разъясняете истинный смыслъ приведенная м ѣ с т а Т 2 и £ о На это отвѣтилъ Протагоръ: „ Я теперь заявляю тебѣ, что
всѣмъ стихотвореніемъ Симонида. все это суть части единой добродѣтели, но что четыре изъ нихъ
„Симонидъ (говоритъ онъ) хочетъ выразить, что хотя го- (кромѣ мужества) довольно сходны между собою; напротивъ,
одиакоже Z T ' o " " " " < * - » мужество существенно отличается отъ всѣ хъ ихъ, потому что
4'îo Z L ; Н а п р о т и ^ я и добродѣтельнымъ, не то между людьми ты найдешь многихъ, которые весьма немудры,
І Р У Д Н °> Ииттакъ, пребыть человѣку навсегда