Page 477 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 477

С и  Т  д а > Д о т я   т р у д н о  п о  и с т и н ѣ  с т а т ь               добродѣтелыіымъ,         а  вовсе    ему   невозможно,      потому     что   пребы-
                    доородътельнымъ          и т. д.   „Ты   знаешь     это   стихотвореніе       (еітя                           вать   всегда,   в чно    добродѣтельнымъ          свойственно      только     боже-
                                                                                                                                                    ѣ
                                                                                                                                  ству.   Но   дабы     быть    добродѣтельнымъ,          надобно      сперва    стать
                                                                                                                                  добродѣтельнымъ;         а  дабы    стать    добродѣтелыіымъ,          необходимо
                                                 С о к р а т а )  '  -  ж е  —    '     =              —
                   -       I       "       я       г                               «      -    «                                  пріобрѣсть    добродѣтель,      или  изучить    добродѣтель,      потому    что кто

                        Протагоръ.       Какъ     тебѣ   кажется:     сказанное      въ  немъ     в рно                           никогда   не   былъ   добродѣтельнымъ,         не  пріобрѣлъ     добродѣтели,     не
                                                                                                   ѣ
                   ЛИ   и  хорошо     сказано,     или   н тъ?                                      1                            учился     ей,  не  знаетъ    ея,  тотъ    не можетъ      ни   быть   добродѣтель-
                                                           ѣ
                        Сократъ.      Хорошо      и   в рно                                                                      нымъ,     ни   не быть    добродѣтельнымъ,        подобно    тому,   какъ   незнаю-
                                                       ѣ
                                                                                                                                 щей,
                        Протагоръ.       Хорошо      ли   сказано,    если   поэтъ    впадаетъ     самъ                          быть   такъ    сказать,   неизучившій      врачебнаго     искусства     не   можетъ
                                                                                                                                                                                 ни
                                                                                                                                                                                     дурнымъ.
                                                                                                                                                             ни хорошимъ,
                                                                                                                                                                                                   Наконецъ,
                                                                                                                                                                                                                  Си-
                                                                                                                                         вовсе
                                                                                                                                                 врачомъ,
                  съ   собою    въ   противорѣчіе?
                        Сократъ.      Нехорошо.                                                                                  монидъ     хотѣ лъ   здѣсь    сказать,    что   такъ    какъ     человѣку     невоз
                                                                                                                                 можно     пребыть     всегда    добродѣтельнымъ,         то   онъ,   Симонидъ,      и
                                                                                                                                 не   порицаете     за   то  челов ка,     довольствуясь       уже и     тѣмъ,    если
                                                                                                                                                                    ѣ
                  г о в о ш п Г   Мне   Н  !  В ѣ  д ь  Д а л ѣ  е  В Ъ  Э Т 0 М Ъ  Ж е  с т и х о т в °реніи  поэтъ
                   о д н и !  и "   f    Г    Н р а В  Т    Ю С Л Ь '  В Ы С к а з а н н а а  Пиітакомъ                          человѣкъ     старается      не  дѣлать     ничего    дурного".
                                                                                                                                      Въ    заключеніе      этой   рѣчи     Сократъ,     обращаясь       къ   Прота-
                  сказать    истинный     W        w       S       i       »      ^            "      Г                          гору,  говоритъ:     „Зач мъ     людямъ,     которые     сами   умѣютъ      разсуж-
                                                                                                                                                            ѣ
                                                                                                                                                                  сказки,
                                                                                                                                                        миѳы,
                                                                                                                                                                                                                чужія
                 что,   напротивъ,      не   трудно     быть   добродетельнымъ-          итакъ        S                          дать,   приводить      лучше    осгавимъ     стихотворенія,       вообще     будемъ
                                                                                                                                                                                                           и
                                                                                                                                             Потому
                                                                                                                                                                               все
                                                                                                                                 мнѣнія?
                                                                                                                                                                                     это въ сторонѣ
                 гружво    стать    2 ?     Г  Т И В  °  Р Ѣ  № Г Ъ  '  у Т В е р Ж Д а я  п р о б н о е ,  и  что               продолжать       наше    изслѣдованіе       на  основаніи      собствен наго     на-
                 трудно    стать    добродѣтельнымъ         по  истине,    т.-е.   истинно     добпо-                            шего    разсужденія:      или   такъ,    что ты     будешь     спрашивать,       а  я
                 »   r   z   ;     :                   °             —              —               Ä                            отвѣ чать,    или   же,   наоборотъ,       такъ    что   я  тебя   буду    спраши-
                                                                                                                                 вать,   а  ты   будешь     отв чать".
                                                                                                                                                                 ѣ
                                                                                                                                                                       ѣ
                противорѣчія)      М  5 е  Г  е Т С Я ?  Т  а С Н 0    ( т а К Ъ  Ч Т 0         н тъ                                  Протагоръ       сперва     не  р шался      ни    на   то,   ни   на   другое.
                                                                                                 ѣ
                и Г о Г о и     ™   ж е '    Р а В Д а     П р 0 Д И Ь  '  ~        И           в ѣ  дь                         Наконецъ,       пристыженный          Алкивіадомъ,        который      предложилъ
                          Р
                                                                                                                                                                                                 другимъ,
                                                                                                                                                                                      нибудь
                                                                                                                                                                                                               и по-
                                                                                                                                                              бесѣду
                                                                                                                                 Сократу
                                                                                                                                                                             к мъ
                                                                                                                                                                         съ
                                                                                                                                             продолжать
                                                                                                                                                                               ѣ
                     Лродикъ.      Н тъ,     это  различная       понятія                                                       томъ    упрошенный        прочими      слушателями,       Протагоръ       объявилъ,
                                     ѣ
                     Сократъ.      Итакъ      Симонидъ       не    противорѣчилъ         бы    зд сь                            что   онъ    готовъ    отвѣчать     Сократу     на   его   вопросы.
                                                                                                  ѣ
                сам,    себѣ  уже    и  тогда,    если   понимать     его  такъ: Дота        трудно                                   Тогда    Сократъ     напоминаете       Протагору,      на   чемъ    останови-
                                                                                    ,
                    истинѣ      сшатъ     истинно      доброд телышмъ,            о     а Г ж Г                                 лись   они   въ первомъ      дѣйствіи,   а  именно    спрашиваете       ІТротагора,
                                                                ѣ
               трудно     быть    доброд телышмъ".          Но   дѣло    въ    омъ    что   такъ  не                            все   ли   еще онъ      думаете,     что   мудрость,     благоразуміе,      правед-
                                           ѣ
                    Z Z r r         n     Э Т °  "  4 С Т °  »          Р - і и   О ш Г и а                                     ность,   благочестіе    и  мужество     суть   существенно      различная      части
                    и    вотъ   Сократъ,     подражая       Протагору,       въ   длинной      юѣчи                             единой     добродѣтели?
               разъясняете      истинный       смыслъ    приведенная        м ѣ  с т а Т 2 и £     о                                 На    это   отвѣтилъ    Протагоръ:      „ Я   теперь    заявляю     тебѣ,   что
               всѣмъ     стихотвореніемъ        Симонида.                                                                       все   это  суть   части   единой   добродѣтели,      но  что   четыре    изъ    нихъ
                    „Симонидъ       (говоритъ     онъ)    хочетъ    выразить,      что  хотя    го-                             (кромѣ     мужества)      довольно      сходны     между     собою;     напротивъ,
              одиакоже      Z T ' o      "  " " "                  < * - »                                                      мужество      существенно       отличается      отъ   всѣ хъ    ихъ,   потому    что
              4'îo  Z     L             ;  Н а п р о т и  ^  я и   добродѣтельнымъ,         не то                               между    людьми     ты   найдешь     многихъ,      которые     весьма     немудры,
                    І Р У Д Н °>                    Ииттакъ,     пребыть     человѣку     навсегда
   472   473   474   475   476   477   478   479   480   481   482