Page 480 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 480

неблагоразумны,  неправедны,  нечестны,  а  между  тѣмъ  не-
 ооыкновенно  мужественны".  утверждая,  что  она  вовсе  почти  не  есть  знаніе,  онъ тѣмъ   са-

 Но  Сократъ,  посредствомъ  вопросовъ,  на  которые  вынуж-  мымъ  отрицаете  ея  изучимость".
                  „Я
                                               (говоритъ
                                   стороны
                                                                                             разъ-
                                                            Сократъ
 денъ  былъ  отв чать  Протагоръ,  опровергъ  и  это  послѣднее  ясненіи  съ  своей вопросовъ,  желалъ  бы  опять  Протагору),  по тобою,
 ѣ
                         этихъ
                                                                                      съ
                                                                         обсудить
 мн ніе^  доказавъ,  что  и  мужество,  какъ  всѣ  нрочія  добродѣ-
 ѣ
                                                              "
 тели,  ооусловливается  зианіемъ,-именно  знаніемъ  того  чего  изучима  или неизучима  добродѣтель .
                                                                                рвеніе,
                                                                          его
                  Протагоръ
                                                  Сократа
                                                              за
                                                                                               же-
                                                                 такое
 должно  бояться,  какъ  достойнаго  порицанія,  какъ  дурного  ланіе  провѣрить похваляетъ ихъ изслѣдованіе  добродѣтели; за даже
                                     снова
 злого,  и  чего  не  должно  бояться,  какъ  достойнаго  похвалы'  отзывается  о  Сократѣ,  что изъ  всѣ хъ,  съ  кѣмъ  онъ  сходился,
 какъ  хорошаго,  добраго,  въ  чемъ  и  состоите  сущность,  ионятіе
                                                                            ѣ
                        ѣ
 мужества,  какъ  добродѣтели.  выше  вс хъ  цѣнитъ  Сократа,  особенно  изъ  вс хъ  сверстникэвъ
                                                              онъ нисколько
 Тогда  Протагоръ  вынужденъ  былъ  взять  иазадъ  свое  слово  Сократа  по лѣтамъ,  прибавляя,  что  въ  т хъ  не  удивится,
                                                    мѣсто
                                                                                   людей,
                                                                                             ко-
                                 найдете
                    Сократъ
            если
                                                                  числѣ
                                             себѣ
 что  мужество  существенно  отлично  отъ  прочихъ  добродѣтеней  и  торые  ПрІобрѢлИ  ИМЯ  МудреЦОВЪ  (аосроі).  ѣ
 признать,  что  всѣ пять  добродѣтелей  суть  существенно  сходныя  СебѢ
 между  собой,  а  не  суть  различныя  части  единой  добродѣтели  Но  онъ  отклоняете  дальиѣйшее  изслѣдованіе,  понимая,  что
 основываясь  всѣ  на  знаніи.  '  '  изъ  доказанной  Сократомъ  мысли,  что  добродѣтель  основывается
 Тогда  Сократъ  заявилъ  сл дующее:  „ сѣ  вопросы,  которые  на  знаніи,  уже  само  собою  слѣдуетъ,  что  добродѣтель  изучима.
 В
 ѣ
 я^  предлагалъ  тебѣ,  Протагоръ,  дѣлаю  я  съ  тѣмъ  только  нам ре-  Онъ  говорилъ,  что  объ  этомъ  предметѣ  (объ изучимости  и  не-
 ѣ
 шемъ,  чтобы  изслѣдовать,  каково  все  т5,  чтЬ  относится  до  изучимости  добродѣтели)  онъ  готовъ  поговорить  съ  нимъ  въ
 доородѣтели,  и  чт0  такое  добродѣтель  вообще,  потому  что я   другой  разъ,  когда  пожелаете»  Сократъ;  теперь  же  время  пе-
 анаю  что  если  это  будетъ  выяснено,  то  выяснится  вм стѣ  рейти  и  къ  другимъ  предметамъ.
 ѣ
 съ  тѣмъ  и  тö,  о  чемъ  я  и  ты  говорили  такъ  много,  а  именно-  „Согласенъ  (отвѣчалъ  Сократъ),  потому  что  и  мнѣ  давно
 я  утверждалъ  прежде,  что  добродѣтель  неизучима,  а  ты  на-  надобно  было  бы  уйти  отсюда;  только  въ  угоду  Каллія  остался
 противъ,  защищалъ  ея  изучимость.  И  вотъ  мнѣ  кажется.'  что  я  здѣ сь".
 результате  нашихъ  изслѣдованій,  къ  которому  мы  пришли  „Поговоривши  такимъ  образомъ  и  послушавши  (говоритъ
 теперь,  таковъ,  что  посторонній  человѣкъ,  выслушавъ  насъ  Сократъ  своимъ  друзьямъ,  слушавшимъ  его  разсказъ),  мы  ушли"
 до  конца,  можетъ  упрекнуть  насъ  и  посмѣяться  надъ  нами  (т.  е.  Сократъ  и  Гиппократе).
 сказавъ  намъ:  „странные  вы  люди,  Сократъ  и  Протагоръ^  Въ  этомъ  второмъ  дѣйствіи  роли  Протагора  и  Сократа  пе-
 Между  тѣмъ  какъ  ты,  Сократъ,  прежде  говорилъ,  что  добро-  ремѣ няются  въ  томъ  отношеніи,  что  въ первомъ  дѣйствіи  Сократъ
 детель  неизучима,  теперь  ты  старался  самъ  себѣ  противоре-  показываете  видъ,  будто  бы  оиъ  противникъ  ученія  объ  изучи-
 чить  доказывая,  что  все  (всѣ  добродѣтели)  есть  зианіе  (віиіатг^)  мости  добродѣтели,  а  во  второмъ  дѣйствіи  показываете,  что  доб-
 (т.-е.)  и  праведность  (віхаюоЬѵт)),  и  благоразуміе  (о<ь?РооЬщ),  и  родѣтель  есть  знаніе,  a  слѣдователыіо  она  изучима.  Напротивъ,
 мужество  (аѵбргіа);  если  это  такъ,  то  такимъ  образомъ  всего  Протагоръ,  защищавшій  въ  первомъ  дѣйствіи  изучимость  добро-
 лучше  было  бы  доказать,  что  добродѣтель  изучима.  Потому что   дѣтели,  не  можетъ  однакоже  рѣшиться  на  то,  чтобы  признать
 если  добродѣтель  д йствителыю  есть  знавіе,  какъ  ты,  Сократъ,  добродѣтель  знаніемъ.
 ѣ
 стараешься  доказать,  тобыло  бы  странно  отрицать  ея  изучимость!  Миѳ у  о  Промеѳеѣ  и Эпимеѳеѣ,  предлагаемому  Иротагоромъ
 Напротивъ,  Протагоръ,  который  прежде  признавалъ  добродѣ"  въ  первомъ  дѣйствіи,  противопоставляется  во  вгоромъ  дѣйствіи
 толь  изучимою,  старался  теперь  доказать  тому  противное:  Сократово  разъясненіе  стихотворенія  Симонида.  Какъ  тамъ
            восхваляется       Зевсъ,    какъ   виновникъ       правды     и  благочестиваго,
            нравственнаго       стыда,     совѣсти,     a  слѣдовательно       и   благочссти-
   475   476   477   478   479   480   481   482