Page 478 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 478

С и  Т  д а > Д о т я  т р у д н о  п о  и с т и н ѣ  с т а т ь  добродѣтелыіымъ,  а  вовсе  ему  невозможно,  потому  что  пребы-
 доородътельнымъ  и т. д.  „Ты  знаешь  это  стихотвореніе  (еітя  вать  всегда,  вѣ чно  добродѣтельнымъ  свойственно  только  боже-
              ству.   Но    дабы    быть    добродѣтельнымъ,          надобно      сперва     стать
 С о к р а т а )  '  -  ж е  —  '  =  —
              добродѣтельнымъ;         а   дабы    стать   добродѣтелыіымъ,          необходимо
 -  I  "  я  г  «  -  «  пріобрѣсть  добродѣтель,  или  изучить  добродѣтель,    потому   что кто

 Протагоръ.  Какъ  тебѣ  кажется:  сказанное  въ  немъ  в рно  никогда  не  былъ  добродѣтельнымъ,  не  пріобрѣлъ  добродѣтели,  не
 ѣ
 ЛИ  и  хорошо  сказано,  или  н тъ?  1  учился  ей,  не  знаетъ  ея,  тотъ  не можетъ  ни  быть  добродѣтель-
 ѣ
 Сократъ.  Хорошо  и  в рно  нымъ,  ни  не быть  добродѣтельнымъ,  подобно  тому,  какъ   незнаю-
 ѣ
 Протагоръ.  Хорошо  ли  сказано,  если  поэтъ  впадаетъ  самъ  щей,  такъ  сказать,  неизучившій  врачебнаго  искусства  не  можетъ
                                                                 дурнымъ.
                                                             ни
                     вовсе
              быть
                                          ни хорошимъ,
                             врачомъ,
                                                                               Наконецъ,
                                                                                              Си-
 съ  собою  въ  противорѣчіе?
 Сократъ.  Нехорошо.  монидъ  хотѣ лъ  здѣсь  сказать,  что   такъ   какъ     человѣку      невоз
              можно     пребыть     всегда    добродѣтельнымъ,         то  онъ,   Симонидъ,      и
             не   порицаете      за  то   челов ка,     довольствуясь      уже и     тѣмъ,    если
                                                 ѣ
 г о в о ш п Г  Мне  Н  !  В ѣ  д ь  Д а л ѣ  е  В Ъ  Э Т 0 М Ъ  Ж е  с т и х о т в °реніи  поэтъ
 о д н и !  и "  f  Г  Н р а В  Т  Ю С Л Ь '  В Ы С к а з а н н а а  Пиітакомъ  человѣкъ  старается  не  дѣлать  ничего  дурного".
                   Въ   заключеніе      этой   рѣчи     Сократъ,      обращаясь      къ   Прота-
 сказать  истинный  W  w  S  i  »  ^  "  Г  гору,  говоритъ:  „Зач мъ  людямъ,  которые  сами  умѣютъ  разсуж-
                                        ѣ
                                                                                            чужія
                                     миѳы,
                                              сказки,
 что,  напротивъ,  не  трудно  быть  добродетельнымъ-  итакъ  S  дать,  приводить  лучше  осгавимъ  стихотворенія,  вообще  будемъ
                                                           все
                         Потому
             мнѣнія?
                                                                                       и
                                                                 это въ сторонѣ
 гружво  стать  2 ?  Г  Т И В  °  Р Ѣ  № Г Ъ  '  у Т В е р Ж Д а я  п р о б н о е ,  и  что  продолжать  наше  изслѣдованіе  на  основаніи  собствен наго  на-
 трудно  стать  добродѣтельнымъ  по  истине,  т.-е.  истинно  добпо-  шего  разсужденія:  или  такъ,  что ты  будешь  спрашивать,  а  я
 »  r  z  ;  :  °  —  —  Ä  отв чать,  или  же,  наоборотъ,  такъ  что  я  тебя  буду   спраши-
                 ѣ
             вать,   а  ты   будешь      отвѣ чать".
 противорѣчія)  М  5 е  Г  е Т С Я ?  Т  а С Н 0  ( т а К Ъ  Ч Т 0  н тъ  Протагоръ  сперва  не  р шался  ни  на  то,  ни  на  другое.
                                                   ѣ
 ѣ
 и Г о Г о и  ™  ж е '  Р а В Д а  П р 0 Д И Ь  '  ~  И  в ѣ  дь  Наконецъ,  пристыженный  Алкивіадомъ,  который  предложилъ
 Р
                                           бесѣду
             Сократу
                                                                  нибудь
                                                                                           и по-
                                                                              другимъ,
                         продолжать
                                                          к мъ
                                                     съ
                                                           ѣ
 Лродикъ.  Н тъ,  это  различная  понятія  томъ  упрошенный  прочими  слушателями,  Протагоръ  объявилъ,
 ѣ
 Сократъ.  Итакъ  Симонидъ  не  противорѣчилъ  бы  здѣ сь  что  онъ  готовъ  отвѣчать  Сократу  на  его  вопросы.
 сам,  себѣ  уже  и  тогда,  если  понимать  его такъ: Дота  трудно  Тогда  Сократъ  напоминаете  Протагору,  на  чемъ  останови-
 ,
 истинѣ  сшатъ  истинно  доброд телышмъ,  о  а Г ж Г  лись  они  въ первомъ  дѣйствіи,  а  именно  спрашиваете  ІТротагора,
 ѣ
 трудно  быть доброд телышмъ".  Но  дѣло  въ  омъ  что  такъ  не   все  ли  еще онъ  думаете,  что  мудрость,  благоразуміе,  правед-
 ѣ
 Z Z r r  n  Э Т °  "  4 С Т °  »  Р - і и  О ш Г и а  ность,  благочестіе  и  мужество  суть  существенно  различная  части
 и  вотъ  Сократъ,  подражая  Протагору,  въ  длинной  юѣчи  единой  добродѣтели?
 разъясняете  истинный  смыслъ  приведенная  м ѣ  с т а Т 2 и £  о  На  это  отвѣтилъ  Протагоръ:  „ Я  теперь  заявляю  тебѣ,  что
 всѣмъ  стихотвореніемъ  Симонида.  все  это  суть  части  единой  добродѣтели,  но  что  четыре  изъ  нихъ
 „Симонидъ  (говоритъ  онъ) хочетъ  выразить,  что  хотя  го-  (кромѣ  мужества)  довольно  сходны  между  собою;  напротивъ,
 одиакоже  Z T ' o  "  " " "  < * - »  мужество  существенно  отличается  отъ  вс хъ  ихъ,  потому  что
                                                                     ѣ
 4'îo  Z  L  ;  Н а п р о т и  ^  я и  добродѣтельнымъ,  не то   между  людьми  ты  найдешь  многихъ,  которые  весьма  немудры,
 І Р У Д Н °>  Ииттакъ,  пребыть  человѣку  навсегда
   473   474   475   476   477   478   479   480   481   482