Page 473 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 473

взглядъ    на   добродѣтель     и  приходить      къ  положенію,      что  различ-                           есть    поиятіе     абсолютное,       а  такое    же   относительное       понятіе,
                    ный    доородѣтели      не   суть  ни  просто     только    различныя      иазванія                           т.-е.   зависимое     отъ   обстоятельств!,       какъ   и   поиятіе    пользы.
                    ОДНОГО     и  того   же   понятія,     ни    существенно         р а з л и ч н ы / "                               Впрочемъ,      хотя   существенное       сходство   тѣ хъ етырех!       добро-
                                                                                                                                                                                                  ч
                    единаго     связнаго    ц лаго,     на   нодобіе    членов*     т леснаго      орга-                          д телей,      которыя     Сократъ      здѣсь   сравнивает!      между      собою—
                                                                                      ѣ
                                              ѣ
                                                                                                                                   ѣ
                     е Г а Г 1 Г Г       Ц Ъ  '   Р а З Л И Ч Н Ы Я  П °  °  б ъ е м у  о п Р 4^ нныя  части                      праведность,      благочестіе,      благоразуміе,      мудрость—и        представ-
                                                                                       л е
                                                                                  е
                    безразличной       массы,    а  суть   различима      стороны     или  существен-                             ляет!    Сократъ    въ  выраженіяхъ       совершенно      неиаучныхъ,      приспо-
                    ные   элементы      одного    и  того   же    неразд льнаго,       всецѣ лТго7о-                              собленных!       къ   степени    пониманія      Иротагора     и  прочихъ     слуша-
                                                                          ѣ
                    нятте   добродѣтели,      так*    что во    всякой     особенной     доброд теш                               телей,   однакоже      Сократъ    довольно      ясно  уже    и  здѣсь   намекаешь
                                                                                                  ѣ
                   содержится       вся  добродѣтель.                                         родыели                             на    то,    что   въ    мудрости      находилъ      онъ     соединяющую
                                                                                                                                                                                                                  всѣ
                         Такой    глубокой     мысли      Протагоръ       вовсе    не   былъ    в *  со-                          добродЕтели       связь,   и   что   СлЕдовательно       мудростью       или—чтб
                   сгоянш     понять;     он*   останавливается        на    неясном*,      неопреде-                             все    равно   —    знаыіемъ      обусловливается        добродЕтель       вообще,
                                               что
                                                     хотя
                                                            одна
                   ленном*     выражеши,     110    малоа       имешгокакъ          конечно      и по-                            гражданская        добродЕтель       въ   особенности      и,   наконецъ.       сама
                                                                  добродѣтель,
                                                                                          вообіре
                                                                                    все
                   одГ Г ///Г*.                            '              '                                                       политика.
                                                                                                                                       Такимъ      образомъ     хотя   Сократъ     и  представляется       здЕсь,   въ
                        Правда,     Сократ*     зд сь    доказывает*      только   единство     добно-                            гіервомъ    дЕйствіи,     сомнЕвающимся         въ   изучимости      добродЕтели,
                                                   ѣ
                  дѣтели,   т.-е.  только   вн шним*       образом*     сравнивая     между     собою                             однакоже       онч>   даетъ     этой    изучимости       на  самомъ      дѣ лѣ   го-
                                               ѣ
                  различима      добродѣтели       и  абсолютно      противополагая       их*    п о Г                            раздо   болЕе   глубокое    основаніе,    какъ    ея   доказательство,      нежели
                  кам*     но    он*    это   д лает*,      соображаясь       с *  степенью     пони-                             какое   -могъ   дать    Протагоръ.
                                                ѣ
                  майте    Протагора      и  прочих*      своих*    слушателей.       Так*     сперва                                  Промежуточное         явленіе    имЕетъ     цЕлью     побудить     Иротагора
                  Сократ*     вынуждает*        ІТротагора      согласиться,      что   праведность                               и  Сократа,     готовыхъ      разойтись,      къ    окончательному        рЕшенію
                 находится      в *  нераздельной       связи    с*  благочестіем*,      noZy       Z                             вопроса    объ    изучимости      добродЕтели.
                 праведное       никогда     не  может*       быть    названо     нечестивым*        и                                 Оно    составляет!      переходъ     отъ   перваго     дЕйствія,     въ  кото-
                 благочестивое—неправедным*.                                                       '                             ром!     этотъ   вопросъ     рЕшенъ     былъ   повидимому      отрицательно,       ко


                 что  ' ™ Г Г     , Ъ    С °  К Р а Т Ъ  В Ь Ш у Ж д а е т ъ  Т а г о р а  согласиться,                          второму     дЕйствію,     въ  котором!      этотъ   вопросъ    рЕшенъ      уже     по-
                  то   мудрости     противоположно         неразуміе,     a   неразумно-благо                                    ложительно.
                                                                                                                                       Въ   этомъ    явленіи     участвуют!,      какъ    дЕйствуюіція     лица    изъ
                                               с          у         ™           —          0                                      слушателей      разговора     между     Протагоромъ        и  Сократомъ,       самъ
                      Такъ,    наконецъ,      Сократъ    старается     доказать      существенное                                хозяинъ      Каллій,    извЕстные      намъ   Алкивіадъ      и  Критій,    а  также
                сходство      между     благоразуміемъ         и   праведностью/        покаГывая                                оба   другіе    знаменитые        софиста    (т.-е кромЕ      Иротагора),     Гип-

                что   имъ   обще   понятіе    полезна™       и  хороша™       или      і о Ц Ж                                   пій   и   Продикъ.
                сматриваемыхъ        здѣ сь   еще    въ  ихъ    неразд льности)                 Р                                      Каллій      какъ     вЕжливый       хозяинъ     своего    нріЕзжаго     гостя,
                                                                        ѣ
                     Но    тутъ    I Іротагоръ,     не   привыкшій       къ    такому     юазвитію                               Протагора,       склоняется     здЕсь   болЕе    на   его  сторону;     Алкивіадъ,

                        pm
                ZZ,'lZT "   форхі тер,е ™                              »           -                                             еще     вЕрный      Сократу,      рЕшителыю         принимает!       его   сторону;
                                 •
                                                                                                                                 Критій,     равнодушный        къ   обЕимъ     сторонам!,     говоритъ,     что   не
               У  т пки          2 Т     Ъ  И  П е  Х 0 Ч е Т Ъ  П  Р °  Д 0  ™  дѣлать   Сократу                                слЕдуетъ     слушателям!        быть   ни   на   сторонЕ     Протагора,      ни   на
                   ѵ
                                                 « е  не  можетъ    и   не  хочетъ   согласиться,                                стороиЕ      Сократа,     а  слЕдуетъ      просить      обоихъ     не   прерывать
               ЧІо   хорошее       доорое    всегда   полезно;     не   выразум въ,       что  если                              разговора     въ   самой    его   срединЕ;     Продикъ      ув щеваетъ      Прота-
                                                                                  ѣ
                                                                                                                                                                                                ѣ
               хорошее,      доброе    называется      полезным!,      то   появлені     дюбра   н                                                                                                         30*
   468   469   470   471   472   473   474   475   476   477   478