Page 469 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 469
мета тебѣ, кажется, непріятно, то ггерестанемъ говорить объ Сократъ же замѣтилъ ему, что такъ какъ онъ, Протагоръ,
этомъ, И раасмотрнмъ другое, чтб ты сказалъ. В дь неразѵміе хвалился, что онъ ум етъ отвѣчать и коротко, и длинною р чью
ѣ
ѣ
ѣ
И мудрость совершенно противоположны; но люди, постунающіе о томъ же самомъ предметѣ, а что, напротивъ, онъ, Сократъ,
неразумно, поступаю» неблагоразумно, следовательно неразуміе умѣетъ вести разговоръ только въ формѣ короткихъ вопросовъ
и благоразуміе тоже совершенно противоположны. Но совер- и отв товъ, то просите у него къ себѣ снисхожденія и отве-
ѣ
шенно противоположно можетъ быть только одно одному, а не чать ему и впредь коротко. Если же на это онъ, Протагоръ,
многому, напримѣръ сильное слабому, скорое медленному не соглашается, то лучше совсѣмъ прекратить разговоръ. При
похвальное постыдному, доброе злому и проч. (На все это со- этомъ Сократъ всталъ и хотѣ лъ уже уйти. Такъ оканчивается
гласился IГротагоръ.) Если такъ (продолжалъ Сократъ), то от- первое дѣйствіе.
сюда слѣдуетъ, что и неразумное можетъ быть совершенно противо- Въ этомъ первомъ дѣйствіи вывелъ Платонъ Протагора, какъ
положно только одному, а не многому, а между тѣмъ ты только- представителя т хъ софистовъ, которые искали славы своей
ѣ
ЧТО согласился со мною, что неразумію совершенно противо- особенно въ томъ, чтобы обучать гражданъ греческихъ госу-
положны двое—и мудрость, и благоразуміе. В дь между этими дарствъ всѣмъ гражданскимъ добродѣтелямъ. Какъ учитель
ѣ
двумя положениями и тъ гармоніи (т.-е. они противорѣчатъ этихъ добродѣтелей, Протагоръ открыто называете» самъ себя
ѣ
одно другому). * софистомъ, т.-е. учителемъ мудрости, и въ этомъ назы-
смыслѣ
ІІротагоръ и на это согласился, хотя и неохотно. Тогда ваете также софистами великихъ греческихъ эпиковъ, лири-
Сократъ вывелъ такое заключеніе: „Итакъ мудрость и благо- ковъ и т. п. мудрецовъ Греціи. Называя себя учителемъ добро -
разум іе есть пѣчто единое, какъ прежде получили мы въ ре- дѣтели, Протагоръ, весьма естественно, отправляется отъ пред-
зультат, что праведность и благочестіе есть почти одно и положенія, чю добродѣтель изучима, ибо иначе онъ пе могъ
то же, но не полѣішмся разслѣдовать и прочее. Челов къ бы назвать себя ея учителемъ. Въ доказательство изучимости
ѣ
иостуііающій праведно, поступаете благоразумно. Поступить добродѣтели Протагоръ произносить длинную блестящую рѣчг»,
благоразумно полезно и хорошо (съ этимъ соглашается Протагоръ) въ которой вначал , въ миѳа, параболы или притчи,
формѣ
Итакъ (говоритъ Сократъ) и поступать праведно также полезно представляете, что ѣ праведность, эта гражданская добродѣтель,
и хорошо; следовательно и благоразуміе, и праведность есть въ соединеніи со стыдомъ, или т мъ, чтб называли
ѣ
также одно нѣ что единое или существенно сходное" нравственнымъ чувсгвомъ, есть прирожденный челов ку послѣ
ин-
ѣ
Протагоръ пршпелъ отъ того въ явное раздраженіе, и воз- стинкте, необходимый для того, чтобы возможно было обіцсиіе
разил!» Сократу, что онъ, Протагоръ, называете хорошимъ и между людьми, возможна была общественная жизнь, возможпо
то, что неполезно челов ку.
ѣ
было государство. Затѣмъ онъ приводите какъ фактъ, что поэтому
Сократъ, замѣтивъ такое его настроеніе, осторожно спро- въ государств'!; сперва родители учатъ добродѣтели дѣтей сво-
силъ его: „Считаешь ли и тб хорошимъ, чтб не только не полезно ихъ съ самаго д тства; а потомъ и само государство старается,
ѣ
чолопѣку, но чтб совершенно безполезио ему?" чтобы граждане стали добродѣтельными, употребляя для этой
Вм сто того, чтобы отвѣтить на этотъ вопросъ коротко и цѣли законы и наказанія наконецъ и всѣ вообще граждане
ѣ
ясно попрежнему, Протагоръ наговорилъ много о полезномъ взаимно учатъ другъ друга добродѣтели, столько кто можетъ.
и хорошемъ, но ничего не сказалъ опред леннаго. ГІротивникомъ Протагора, въ этомъ качествѣ его учителя
ѣ
Тогда Сократъ обратился къ Протагору съ просьбою отв - добродѣтели, выводитъ Платонъ Сократа, устами котораго вы-
ѣ
тить ему попрежнему коротко. ражаете свои собственный мысли, согласныя впрочемъ съ
На это Протагоръ возразилъ, что онъ нам ренъ отв чать основнымъ взглядомъ самого Сократа на добродѣтель.
ѣ
ѣ
такъ, какъ ему, Протагору, угодно, а не какъ угодно Сократу. Сократъ нисколько не думаете» опровергать зд сь защи-
ѣ