Page 469 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 469

мета    тебѣ,   кажется,      непріятно,      то  ггерестанемъ      говорить      объ                     Сократъ      же   замѣтилъ      ему,   что   такъ   какъ    онъ,  Протагоръ,
                       этомъ,    И  раасмотрнмъ       другое,     чтб  ты   сказалъ.    В дь    неразѵміе                   хвалился,     что  онъ    ум етъ    отвѣчать    и  коротко,    и  длинною     р чью
                                                                                          ѣ
                                                                                                                                                         ѣ
                                                                                                                                                                                                           ѣ
                       И   мудрость     совершенно      противоположны;        но  люди,    постунающіе                     о  томъ    же   самомъ     предметѣ,     а   что,  напротивъ,      онъ,   Сократъ,
                       неразумно,     поступаю»       неблагоразумно,       следовательно       неразуміе                   умѣетъ     вести   разговоръ      только    въ  формѣ     короткихъ      вопросовъ
                       и  благоразуміе      тоже    совершенно        противоположны.          Но   совер-                  и  отв товъ,      то  просите     у  него    къ   себѣ    снисхожденія      и  отве-
                                                                                                                                   ѣ
                       шенно     противоположно        можетъ      быть   только    одно   одному,    а  не                 чать   ему   и   впредь    коротко.     Если    же   на   это   онъ,   Протагоръ,
                       многому,      напримѣръ        сильное      слабому,     скорое      медленному                      не   соглашается,      то   лучше    совсѣмъ     прекратить      разговоръ.     При

                       похвальное      постыдному,      доброе    злому    и  проч.    (На   все   это  со-                 этомъ    Сократъ     всталъ    и   хотѣ лъ   уже    уйти.   Такъ     оканчивается
                      гласился     IГротагоръ.)     Если     такъ   (продолжалъ       Сократъ),     то  от-                 первое     дѣйствіе.
                      сюда слѣдуетъ,      что  и неразумное     можетъ    быть   совершенно      противо-                        Въ   этомъ   первомъ     дѣйствіи    вывелъ    Платонъ     Протагора,      какъ
                      положно      только   одному,    а  не  многому,    а  между    тѣмъ   ты   только-                   представителя        т хъ     софистовъ,     которые      искали    славы      своей
                                                                                                                                                  ѣ
                      ЧТО   согласился     со   мною,     что   неразумію      совершенно       противо-                    особенно     въ   томъ,   чтобы     обучать      гражданъ     греческихъ       госу-
                      положны      двое—и      мудрость,     и  благоразуміе.      В дь    между    этими                   дарствъ      всѣмъ     гражданскимъ         добродѣтелямъ.         Какъ     учитель
                                                                                     ѣ
                      двумя     положениями        и тъ     гармоніи     (т.-е.   они   противорѣчатъ                       этихъ    добродѣтелей,      Протагоръ        открыто     называете»     самъ    себя
                                                     ѣ
                      одно   другому).                                                    *                                 софистомъ,      т.-е.  учителемъ      мудрости,     и  въ   этомъ             назы-
                                                                                                                                                                                                смыслѣ
                           ІІротагоръ     и  на   это   согласился,      хотя    и  неохотно.       Тогда                   ваете    также    софистами       великихъ      греческихъ      эпиковъ,      лири-
                     Сократъ      вывелъ    такое    заключеніе:      „Итакъ      мудрость     и   благо-                   ковъ    и  т.  п.  мудрецовъ     Греціи.    Называя     себя   учителемъ     добро -
                     разум іе    есть  пѣчто    единое,     какъ    прежде     получили      мы   въ   ре-                  дѣтели,    Протагоръ,      весьма    естественно,      отправляется      отъ  пред-
                     зультат,       что   праведность       и   благочестіе     есть    почти    одно    и                  положенія,      чю    добродѣтель      изучима,     ибо   иначе     онъ   пе   могъ

                     то   же,   но   не   полѣішмся       разслѣдовать       и   прочее.     Челов къ                       бы   назвать    себя   ея   учителемъ.       Въ   доказательство       изучимости
                                                                                                     ѣ
                     иостуііающій        праведно,      поступаете      благоразумно.        Поступить                      добродѣтели      Протагоръ      произносить       длинную      блестящую      рѣчг»,
                     благоразумно      полезно   и хорошо     (съ  этимъ  соглашается      Протагоръ)                       въ   которой     вначал ,     въ             миѳа,     параболы      или    притчи,
                                                                                                                                                                формѣ
                     Итакъ    (говоритъ    Сократъ)      и  поступать     праведно     также    полезно                     представляете,       что  ѣ  праведность,    эта   гражданская       добродѣтель,
                    и   хорошо;     следовательно       и    благоразуміе,      и  праведность       есть                   въ   соединеніи       со   стыдомъ,      или    т мъ,     чтб   называли
                                                                                                                                                                             ѣ
                    также     одно   нѣ что   единое     или   существенно        сходное"                                  нравственнымъ        чувсгвомъ,      есть    прирожденный          челов ку   послѣ
                                                                                                                                                                                                             ин-
                                                                                                                                                                                                     ѣ
                          Протагоръ      пршпелъ      отъ   того   въ  явное    раздраженіе,      и  воз-                   стинкте,     необходимый       для   того,   чтобы   возможно      было    обіцсиіе
                    разил!»   Сократу,     что   онъ,    Протагоръ,       называете      хорошимъ       и                   между    людьми,      возможна       была   общественная       жизнь,    возможпо
                    то,  что   неполезно      челов ку.
                                                     ѣ
                                                                                                                            было   государство.     Затѣмъ    онъ  приводите      какъ   фактъ,   что  поэтому
                         Сократъ,      замѣтивъ     такое    его  настроеніе,      осторожно      спро-                     въ  государств'!;    сперва     родители     учатъ    добродѣтели      дѣтей    сво-
                    силъ  его:   „Считаешь     ли  и  тб  хорошимъ,      чтб  не  только   не  полезно                      ихъ   съ   самаго    д тства;   а   потомъ    и  само   государство     старается,
                                                                                                                                                  ѣ
                   чолопѣку,      но  чтб   совершенно      безполезио      ему?"                                           чтобы    граждане     стали    добродѣтельными,         употребляя       для   этой

                         Вм сто     того,   чтобы    отвѣтить     на  этотъ    вопросъ     коротко     и                    цѣли    законы     и  наказанія       наконецъ      и  всѣ    вообще     граждане
                            ѣ
                   ясно    попрежнему,        Протагоръ       наговорилъ       много    о  полезномъ                        взаимно     учатъ   другъ    друга    добродѣтели,       столько     кто   можетъ.
                   и  хорошемъ,       но   ничего    не   сказалъ     опред леннаго.                                             ГІротивникомъ       Протагора,       въ   этомъ    качествѣ     его   учителя
                                                                             ѣ
                        Тогда    Сократъ      обратился     къ   Протагору      съ  просьбою      отв -                     добродѣтели,      выводитъ      Платонъ      Сократа,     устами   котораго      вы-
                                                                                                      ѣ
                   тить   ему   попрежнему        коротко.                                                                  ражаете       свои    собственный       мысли,      согласныя      впрочемъ       съ

                        На   это   Протагоръ       возразилъ,     что   онъ   нам ренъ       отв чать                       основнымъ       взглядомъ     самого    Сократа      на   добродѣтель.
                                                                                   ѣ
                                                                                                 ѣ
                  такъ,   какъ    ему,   Протагору,     угодно,     а  не  какъ   угодно    Сократу.                             Сократъ     нисколько      не   думаете»    опровергать       зд сь     защи-
                                                                                                                                                                                                  ѣ
   464   465   466   467   468   469   470   471   472   473   474