Page 466 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 466

: ° Т  е Ш Ш Й  °  б р а З Ъ  и  мыслей,  то  ты  былъ  бы  совершенно  доволеиъ  повстречаться  здѣсь  и
 3
 /  Г  В Ы Х О д ѣ  и з ъ  государство  заставляете  съ  такъ-называемыми  неправедными  людьми  и  тоскозалъ  бы
 п
 ИХЪ  учить  па  память  законы,  выдуманные  мудрыми  древними  и  по  живущимъ  здесь  такъ-называемымъ  дурнымъ  людямъ,

         Теперь    ate  ты  избалованъ:     такъ    какъ    все   здѣсь   учители     добро -
 ж и т ь
 с о г л а с п о
 с ъ
 7  Т '  "  П р и т о м ъ  к а к ъ  повелѣвающихъ,  такъ  и  пови-  детели,  насколько  кто  можетъ,  какъ  всѣ  учителя  эллинскаго
 и  н а Г а Г ;  °  Н И  Н е  1 Ю С Т у П а Л І 1  1 1 0  ^ в е н н о м у  произволу  языка,  то  ты  и  не  видишь  ни  въ  комъ  учителя  добродетели,
 законы^ 1  государство  наказываетъ  того,  кто  нарушаете  эти  какъ  не  видишь  и  учителя  эллинскаго  языка.  Уже и  тЬмъ
         надобно     быть    довольнымъ,      если    кто   изъ   насъ   хоть     несколько
 „Если  такимъ  образомъ  какъ  отдѣльные  люди,  такъ  и  госу-  искуснее  другихъ  въ  споспешествованіи  другимъ  иріобрѣсти
 дарство  заботятся  такъ  много  о  томъ,  чтобы  граждане  были  добродѣтель.  Вотъ  къ  числу  такихъ-то  болЬе  искуспыхъ,  чѣмъ


 Z  Z  ^  Z  L  Z  r  ™  1  С о к р а т ъ  -  б у д е ш ь  t  t  -  другіе,  причисляю  я  и  самого  себя!  Итакъ,  и  миоомъ,  и  раз-
 ВЪ  томъ,  Чіо  добродетель  изучима?-Но  почему  же,  спраши-  умными  доводами  (Xô-pç)  я  доказалъ  тебе,  что  добродѣтель
 Г  Y ? ? ™  С Ш І 0 В Ь Я  Н е  б Ш а Ю Т Ъ  П 0 Х 0 Ж И  н а  - о и х ъ  Х  -  изучима,  какъ  призпаютъ  ее  изучимою  а иняне,  и  что  нечему
                                                                ѳ
 ныхъ,  добродѣтельныхъ  отцовъ?  Приведу  тебѣ  и  на это при-  дивиться,  если  мы  видимъ,  что  сыновья  д льныхъ,  добро-
                                                                        ѣ
         дѣ тельныхъ       людей     негодяи,     а  сыновья      негодяевъ      становятся
 „Праведность  и  вообще  добродѣтель  однихъ  людей  прино-
 сите  пользу  другимъ  людямъ;  а  потому  всякій,  сколько  м о ж 7  дельными,  добродетельными  людьми.  Впрочемъ  еще  нельзя
                                                                                    ѣ
 готовъ  и  старается  научить  имъ  дру/ихъ,  такъ  что люди  в  а  упрекать  всехъ  сыновей  за  то,  что  они  непохожи  на  д льныхъ
         отцовъ    своихъ;     потому     что   пока   они   молоды—на         нихъ   можно
 С е б я  Э Т 0 М У  >'  ч а г ь -  Но  какъ  нельзя  сказать,  чтобы  сынъ  еще  надеяться,  что  и  они  будутъ  добродетельными  людьми".
 превосходно  играющаго  на  флейт*  самъ  непременно  и г р а !
              Такъ    заключилъ       Протагоръ      свою    длинную     блестящую      речь.

 ч 7 Г 7 н Г Г Т  Н а  Ф Л е М  '  Т а К Ъ  —  нельзя  с к а Г т !  Но  Сократъ,  не  находя,  чтобъ  она  разрешила  все  со-
 с ! !  б г ! ь  б /  Р °  Д  ?  Л Ь Н а і  ' ° /  Ъ  В Ы С 0 К 0 Й  с т е п е н и  ^ловѣ ка  мнѣ нія,  все,  чтЬ  необходимо  было  разрешить  для  того,  чтобы
 самъ  былъ  бы  непременно  добродѣтелышиъ  зъ  такой  же  вы-  доказать  изучимость  добродетели,  ожидалъ  н которое  время  ея
                                                                     ѣ
 соком  степени.  Однако,  все-таки,  если  бы  государство  / м о г л о  продолжепія.  Наконецъ,  изъ  молчанія  ІІротагора  онъ  заклю-
 существовать,  обойтись  безъ  играющаго  исіусно  на  | л Х ѣ    чилъ,  что  действительно  Протагоръ  окончить  свою  речь.  Тогда
 какъ  оно  не  можете  существовать,  обойтись  безъ  добродѣтель-  Сократъ  обратился  къ  Гиппократу  съ  слѣдующими  словами:
 ыхъ  людей,  то се  граждане  государства  умели  бы  и г р а !  „Какъ  я  благодаренъ  тебе,  что ты  настойчиво  требовалъ,
 в
 на  флейте,  взаимно  обучая  себя  этому  искусству;  конечно  чтобы  мы  пошли  сюда,  потому  что  для  меня  было  очень  важно
 одинъ  играй  бы  получше,  а  другой  похуже,  и  все т а !   слышать  то.  что  я  услышалъ  отъ  Протагора,  а  именно:  прежде

 7 ъ ° 7 Л Г Г  і  и  л ю д ь м и '  в о в с е  н е  у м ѣ  ^ ™  и  " р ™  я  не  думалъ,  что  добродетельные  становились  таковыми  вслѣд-

 J , l K b  I  1 0  11  х >  д о  нграющій  на  флейте  все-таки  иревосхо  ствіе  людскихъ  стараній,  заботь,  а  теперь  я  въ  этомъ  убѣж-
                                                                                        ѣ
 ъ  б ы  в о в с е  неумеющаго  играть  „а  флейте.  Такъ  и ! о т ъ  денъ.  Одиакоже,  во  мнѣ осталось  еще  маленькое  сомн віе,
 З Г  И  / °  Д Ъ  3 а К ° ?  а М И  И  С р е д н  те ^ески-образоваи-  которое,  конечно,  легко  разрешить  Протагоръ,  такъ  какъ
 ныхъ  людей,  кажется  тебе  неираведнымъ,-показался  бы  тебе  ужо  онъ  столь  многому  научилъ  меня.  Протагоръ,  конечно,  не
 праведнымъ,  если  бы ты  сопоставилъ  его съ  людьми  дикими  то,  чтб  другіе  ораторы,  которые  умѣютъ  произносить  длинныя

 пь  ™  И Ш Г  Н И  °  б р а 3 0 В а П Н 0 С Т И -  " »  судовь,  ИИ  законовъ  и  речи,  а  если  заданъ  имъ  хоть  легкій  вопросъ,  то  не  могутъ
 непринужденными  къ  тому,  чтобы  непременно  стараться  стать  отвечать  на  него,  безъ  того,  чтобы  не  раздуть  своего  отв га
 добродетельными.  Еслибъ  ты  нобывалъ  между  такими  д и к Г и                         ѣ
         въ   длинную       речь.    Нашъ      Протагоръ,       слышалъ      я,  ум етъ     и
                                                                                     ѣ
   461   462   463   464   465   466   467   468   469   470   471