Page 470 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 470

мета  тебѣ,  кажется,  непріятно,  то  ггерестанемъ  говорить  объ  Сократъ  же  замѣтилъ  ему,  что  такъ  какъ  онъ,  Протагоръ,
 этомъ,  И  раасмотрнмъ  другое,  чтб  ты  сказалъ.  В дь  неразѵміе  хвалился,  что  онъ  ум етъ  отвѣчать  и  коротко,  и  длинною  р чью
 ѣ
                                     ѣ
                                                                                        ѣ
 И  мудрость  совершенно  противоположны;  но  люди,  постунающіе  о  томъ  же  самомъ  предметѣ,  а  что,  напротивъ,  онъ,  Сократъ,
 неразумно,  поступаю»  неблагоразумно,  следовательно  неразуміе  умѣетъ  вести  разговоръ  только  въ  формѣ  короткихъ  вопросовъ
 и  благоразуміе  тоже  совершенно  противоположны.  Но  совер-  и  отвѣ товъ,  то  просите  у  него  къ  себѣ  снисхожденія  и  отве-
 шенно  противоположно  можетъ  быть  только  одно  одному,  а  не  чать  ему  и  впредь  коротко.  Если  же  на  это  онъ,  Протагоръ,
 многому,  напримѣръ  сильное  слабому,  скорое  медленному  не  соглашается,  то  лучше  совсѣмъ  прекратить  разговоръ.  При

 похвальное  постыдному,  доброе  злому  и  проч.  (На  все  это  со-  этомъ  Сократъ  всталъ  и  хот лъ  уже  уйти.  Такъ  оканчивается
                                               ѣ
 гласился  IГротагоръ.)  Если  такъ  (продолжалъ  Сократъ),  то  от-  первое  дѣйствіе.
 сюда слѣдуетъ,  что  и неразумное  можетъ  быть  совершенно  противо-  Въ  этомъ  первомъ  дѣйствіи  вывелъ  Платонъ  Протагора,  какъ
 положно  только  одному,  а  не  многому,  а  между  тѣмъ  ты  только-  представителя  тѣ хъ  софистовъ,  которые  искали  славы  своей
 ЧТО  согласился  со  мною,  что  неразумію  совершенно  противо-  особенно  въ  томъ,  чтобы  обучать  гражданъ  греческихъ  госу-
 положны  двое—и  мудрость,  и  благоразуміе.  Вѣ дь  между  этими  дарствъ  всѣмъ  гражданскимъ  добродѣтелямъ.  Какъ  учитель

 двумя  положениями  и тъ  гармоніи  (т.-е.  они  противорѣчатъ  этихъ  добродѣтелей,  Протагоръ  открыто  называете»  самъ  себя
 ѣ
 одно  другому).  *  софистомъ,  т.-е.  учителемъ  мудрости,  и  въ  этомъ             назы-
                                                                            смыслѣ
 ІІротагоръ  и  на  это  согласился,  хотя  и  неохотно.  Тогда  ваете  также  софистами  великихъ  греческихъ  эпиковъ,  лири-
 Сократъ  вывелъ  такое  заключеніе:  „Итакъ  мудрость  и  благо-  ковъ  и  т.  п.  мудрецовъ  Греціи.  Называя  себя  учителемъ  добро -
 разум іе  есть  пѣчто  единое,  какъ  прежде  получили  мы  въ  ре-  дѣтели,  Протагоръ,  весьма  естественно,  отправляется  отъ  пред-
 зультат,  что  праведность  и  благочестіе  есть  почти  одно  и  положенія,  чю  добродѣтель  изучима,  ибо  иначе  онъ  пе  могъ

 то  же,  но  не  полѣішмся  разслѣдовать  и  прочее.  Челов къ  бы  назвать  себя  ея  учителемъ.  Въ  доказательство  изучимости
 ѣ
 иостуііающій  праведно,  поступаете  благоразумно.  Поступить  добродѣтели  Протагоръ  произносить  длинную  блестящую  рѣчг»,
 благоразумно  полезно  и хорошо  (съ  этимъ  соглашается  Протагоръ)  въ  которой  вначал ,  въ  миѳа,  параболы  или  притчи,
                                            формѣ
 Итакъ  (говоритъ  Сократъ)  и  поступать  праведно  также  полезно  представляете,  что  ѣ  праведность,  эта  гражданская  добродѣтель,
 и  хорошо;  следовательно  и  благоразуміе,  и  праведность  есть  въ  соединеніи  со  стыдомъ,  или  т мъ,  чтб  называли
                                                         ѣ
 также  одно  нѣ что  единое  или  существенно  сходное"  нравственнымъ  чувсгвомъ,  есть  прирожденный  челов ку послѣ
                                                                                         ин-
                                                                                  ѣ
 Протагоръ  пршпелъ  отъ  того  въ  явное  раздраженіе,  и  воз-  стинкте,  необходимый  для  того,  чтобы  возможно  было  обіцсиіе
 разил!»  Сократу,  что  онъ,  Протагоръ,  называете  хорошимъ  и  между  людьми,  возможна  была  общественная  жизнь,  возможпо
 то,  что  неполезно  человѣ ку.
        было   государство.     Затѣмъ    онъ   приводите     какъ   фактъ,   что   поэтому
 Сократъ,  замѣтивъ  такое  его  настроеніе,  осторожно  спро-  въ  государств'!;  сперва  родители  учатъ  добродѣтели  дѣтей  сво-
 силъ  его:  „Считаешь  ли  и  тб  хорошимъ,  чтб  не  только  не  полезно  ихъ  съ  самаго  д тства;  а  потомъ  и  само  государство  старается,
                               ѣ
 чолопѣку,  но  чтб  совершенно  безполезио  ему?"  чтобы  граждане  стали  добродѣтельными,  употребляя  для  этой

 Вм сто  того,  чтобы  отвѣтить  на  этотъ  вопросъ  коротко  и  цѣли  законы  и  наказанія  наконецъ  и  всѣ  вообще  граждане
 ѣ
 ясно  попрежнему,  Протагоръ  наговорилъ  много  о  полезномъ  взаимно  учатъ  другъ  друга  добродѣтели,  столько  кто  можетъ.
 и  хорошемъ,  но  ничего  не  сказалъ  опред леннаго.  ГІротивникомъ  Протагора,  въ  этомъ  качествѣ  его  учителя
 ѣ
 Тогда  Сократъ  обратился  къ  Протагору  съ  просьбою  отв -  добродѣтели,  выводитъ  Платонъ  Сократа,  устами  котораго  вы-
 ѣ
 тить  ему  попрежнему  коротко.  ражаете  свои  собственный  мысли,  согласныя  впрочемъ  съ

 На  это  Протагоръ  возразилъ,  что  онъ  нам ренъ  отв чать  основнымъ  взглядомъ  самого  Сократа  на  добродѣтель.
 ѣ
 ѣ
 такъ,  какъ  ему,  Протагору,  угодно,  а  не  какъ  угодно  Сократу.  Сократъ  нисколько  не  думаете»  опровергать  здѣ сь  защи-
   465   466   467   468   469   470   471   472   473   474   475