Page 467 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 467

произносить      длинныя,       прекрасный       рѣчи,    и   коротко     отвѣчать                         ІІротагоръ.      Без®    сомн нія,     и  притомъ     такъ,    что  мудрость
                       на  предложенный         вопрос®-это          искусство,      которое    дано   не                   есть   самая    бблыная      часть   ѣ  изъ  вс хъ   частей   добродѣтели.
                                                                                                                                                                          ѣ
                      многим®"     -  (Так®    задобривал®      Сократ®      Про'тагора!     чтобы    Т0 Т Ъ                      Сократъ.      Имѣетъ     ли   всякая    часть    добродѣтели       свое  осо-

                                                                                      "
                                                 °
                                                                          °
                      к   а л Т б ы е М дѣиствительно     ли   понимает®     В 0 П Р 0 С Ь TÖ, " О  чем®  вы-               бенное     свойство    (такъ    что  добродѣтели      существенно       отличались
                                       І Г
                                                               °
                                                       К 0 Р 0 Т К
                                          П Р 0 С Т
                                                    И
                                                                       е Г
                                                                   Н а
                      казал®
                                бы
                                                                               он®
                                                                                                      опт
                                                                                                                                         отъ
                                                                                                                                               другой)?
                                                                                                                            бы
                                                                                                                                 одна
                      должен®      был®     сказать     прежде     всего,   а  между      тѣмъ    0  чем®                         Протагоръ.      Да.
                      он®   вовсе    не  упомянул®       в®   своей    длинной      рѣчн,-именно         о                        Сократъ.      Разсмотримъ         же              съ  тобою     эти   особен-
                                                                                                                                                                         вм*стѣ
                      сущности,     понятіи     добродѣтели       вообще.)                                                  ный    свойства,     и  во-первых®       особенное      свойство     праведности.
                           „Итак®      (говорит®      Сократ®,       обращаясь       къ     Протагонѵ)                      Праведность        есть    дѣятельность,       именно      праведная      д ятель-
                                                                                                                                                                                                        ѣ
                     мнѣ    недостает®      теперь    еще    одной    малости,    чтобы    б ы Г в г ш н ѣ                  ность.    Благочестіе      есть    также    д ятелыюсть,       именно     благоче    •
                                                                                                                                                                          ѣ
                     удовлетворенным®.           Ты   говоришь,      что   добродѣтель      и   ч Г а   и                   стивая    д ятельность.        Но    какъ    мы    отвѣтимъ,     если   кто   спро-
                                                                                                                                        ѣ
                     если   есть   кто   могущій     убѣдить   меня    въ этомъ,     TÖ  это   коне'шо                      сит®    насъ:   если   праведность       отлична    отъ  благочестія    по   своему
                     ты.   Дополни      же ъ      моем®      представленіи       -то,  что    « л о т а                     свойству,     то   не   сл дуетъ     ли   отсюда,    что   праведная      д ятель-
                                             в
                                                                                                                                                                                                        ѣ
                                                                                                                                                      ѣ
                     мнѣ   странным®      въ  рѣчи    твоей.   Ты    сказалъ,    что   З е в с Г н о Г Г                    ность     не   есть    благочестивая        дѣятельность,       a  слѣдовательно
                     человѣку     праведность      и   стыд®,    a  затѣмъ,    'во многихъ      м стахъ                     есть   ей   противная,      т.-е.   нечестивая      д ятельносгь;      а   благоче-
                                                                                                  ѣ
                                                                                                                                                                                 ѣ
                                                                                                                            стивая    дѣятельность       не  есть   праведная      дѣятельность       сл дова-
                                                                                                                                                                                                         ѣ
                       Г к Й Г б ™      п  ^  п р а в е д н о с т ь  '  б л а г о р а з у м і е  и                          тельно     есть    ей   противная,       неправедная        дѣятельность?      Что
                     с ие,  какъ    оудто   оы   онѣ    составляли     одно   ц лое,   именно     то,Inn                    до   меня   касается,     то   на  такой     вопросъ     я  отвѣтилъ     бы    такъ:
                                                                               ѣ
                    Дѣтель    вообще.     Дай    же   мнѣ     точное   объясненіе      естьТи     въ  са-                   и  праведность        есть   нѣ что    благочестивое,        и  благочестіе     есть
                    мом®     дѣлѣ     добродѣтель       одно    цѣлое,    и  суть   ли   праведность                        нѣчто    праведное.      И   за   тебя,    если   ты   позволишь,      я  дал®   бы
                    благоразуміе      и   благочестіе    -   части    этого   одного     Х а г 0    или                     такой    же    отв тъ,    а   именно,     что   поступать      праведно—суще-
                                                                                                                                               ѣ
                    только    различныя      названія     добродѣтели      вообще"'               '                         ственно     то    же    самое,     чт0   поступать      благочестиво,      или    яге
                         Протагоръ.       На    это   легко   отвѣтить:     это   суть   части   добно-
                    дѣтели,    которая     сама   есть   одно    ц лое                               Р                      весьма    схожее,     и  что   праведность      весьма    схояга     съ   благоче-
                                                                  ѣ
                        ^ о к р а т г .  Суть  ли  это   части    въ  томъ    смысл*,     какъ    рот®                      стием®,   a  благочестіе     съ   праведностью?
                   нос®,   ілаза,  уши    суть  части   лица   нашего     (слѣдовательно      как® бы                            Протагоръ.       Это   не   такъ    просто,    какъ   ты    думаешь.    Пра-
                   различныя      части),   или  же   это  части    в®  том®   смысл*,    как®    части                     ведность     и    благочестіе     различны,       однакоже      есть   и  сходство
                   куска    золота,    неотличимым,      ни одна     отъ  другой,    ни отъ     X      T                    между     ними,   какъ    и  все   схоже     со   всѣмъ,    напримѣръ       как®   и
                   ничѣмъ,     кромѣ    объема     (величины)'                                4        '                    черное    въ   нѣкоторомъ       отношеніи      схоже    съ   бѣлымъ.    Но нельзя
                        Протагоръ.       Очевидно,      это   суть   части    въ   первом®     смыта*                       назвать    тѣ   предметы     схожими,      которые     имѣютъ      между     собок»
                   (слѣдовательно       отличным     одна   отъ   другой     и  отъ   ц лаго)                               только    нѣчто    сходное,     какъ   и   нельзя   назвать    предметы     несхо-
                                                                                        ѣ
                        Сократъ.      Такъ    ли    это   понимать     слѣ дуетъ,    что  одни'  люди                      жими,      когда     они    въ   чемъ-либо     несходны,      какъ   бы   мало    ни
                  обладают®       одною      частью     добродѣтели,       а  дру  і е  д р у Г о  и                        было    сходство.
                                                                                        б
                  же    такъ,   что   если   кто   лріобрѣтетъ      одну   часть,   то у д е Г    блі                            Сократъ.      Такъ,   по   твоему,    праведность     и  благочестіе     нахо-
                  дать   и   всѣми    прочими      частями     (всею    доброд телыо)'                                     дятся     между      собою     въ   такомъ      отношеніи,     что   между     ними
                                                                                 ѣ
                       Протагоръ.       Посл днее       я  отрицаю,      потому   что   многіе   люди                      мало     сходства?
                                               ѣ
                  мужественны,       но   неправедны;       другіе    ііраведны,    но    немудры                                Протагоръ.       Не    совсѣмъ      такъ,    но    и  не   такъ,    какъ   ты,
                       Сократъ       Итакъ     еще и     мудрость,     н  мужество      суть   также                       кажется,      думаешь.
                  части   доброд*тели?                                                  4          ж е
                                                                                                                                 Сократъ.     Такъ     какъ   дальнѣйшее        разъясненіе      этого   пред-
   462   463   464   465   466   467   468   469   470   471   472