Page 467 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 467
произносить длинныя, прекрасный рѣчи, и коротко отвѣчать ІІротагоръ. Без® сомн нія, и притомъ такъ, что мудрость
на предложенный вопрос®-это искусство, которое дано не есть самая бблыная часть ѣ изъ вс хъ частей добродѣтели.
ѣ
многим®" - (Так® задобривал® Сократ® Про'тагора! чтобы Т0 Т Ъ Сократъ. Имѣетъ ли всякая часть добродѣтели свое осо-
"
°
°
к а л Т б ы е М дѣиствительно ли понимает® В 0 П Р 0 С Ь TÖ, " О чем® вы- бенное свойство (такъ что добродѣтели существенно отличались
І Г
°
К 0 Р 0 Т К
П Р 0 С Т
И
е Г
Н а
казал®
бы
он®
опт
отъ
другой)?
бы
одна
должен® был® сказать прежде всего, а между тѣмъ 0 чем® Протагоръ. Да.
он® вовсе не упомянул® в® своей длинной рѣчн,-именно о Сократъ. Разсмотримъ же съ тобою эти особен-
вм*стѣ
сущности, понятіи добродѣтели вообще.) ный свойства, и во-первых® особенное свойство праведности.
„Итак® (говорит® Сократ®, обращаясь къ Протагонѵ) Праведность есть дѣятельность, именно праведная д ятель-
ѣ
мнѣ недостает® теперь еще одной малости, чтобы б ы Г в г ш н ѣ ность. Благочестіе есть также д ятелыюсть, именно благоче •
ѣ
удовлетворенным®. Ты говоришь, что добродѣтель и ч Г а и стивая д ятельность. Но какъ мы отвѣтимъ, если кто спро-
ѣ
если есть кто могущій убѣдить меня въ этомъ, TÖ это коне'шо сит® насъ: если праведность отлична отъ благочестія по своему
ты. Дополни же ъ моем® представленіи -то, что « л о т а свойству, то не сл дуетъ ли отсюда, что праведная д ятель-
в
ѣ
ѣ
мнѣ странным® въ рѣчи твоей. Ты сказалъ, что З е в с Г н о Г Г ность не есть благочестивая дѣятельность, a слѣдовательно
человѣку праведность и стыд®, a затѣмъ, 'во многихъ м стахъ есть ей противная, т.-е. нечестивая д ятельносгь; а благоче-
ѣ
ѣ
стивая дѣятельность не есть праведная дѣятельность сл дова-
ѣ
Г к Й Г б ™ п ^ п р а в е д н о с т ь ' б л а г о р а з у м і е и тельно есть ей противная, неправедная дѣятельность? Что
с ие, какъ оудто оы онѣ составляли одно ц лое, именно то,Inn до меня касается, то на такой вопросъ я отвѣтилъ бы такъ:
ѣ
Дѣтель вообще. Дай же мнѣ точное объясненіе естьТи въ са- и праведность есть нѣ что благочестивое, и благочестіе есть
мом® дѣлѣ добродѣтель одно цѣлое, и суть ли праведность нѣчто праведное. И за тебя, если ты позволишь, я дал® бы
благоразуміе и благочестіе - части этого одного Х а г 0 или такой же отв тъ, а именно, что поступать праведно—суще-
ѣ
только различныя названія добродѣтели вообще"' ' ственно то же самое, чт0 поступать благочестиво, или яге
Протагоръ. На это легко отвѣтить: это суть части добно-
дѣтели, которая сама есть одно ц лое Р весьма схожее, и что праведность весьма схояга съ благоче-
ѣ
^ о к р а т г . Суть ли это части въ томъ смысл*, какъ рот® стием®, a благочестіе съ праведностью?
нос®, ілаза, уши суть части лица нашего (слѣдовательно как® бы Протагоръ. Это не такъ просто, какъ ты думаешь. Пра-
различныя части), или же это части в® том® смысл*, как® части ведность и благочестіе различны, однакоже есть и сходство
куска золота, неотличимым, ни одна отъ другой, ни отъ X T между ними, какъ и все схоже со всѣмъ, напримѣръ как® и
ничѣмъ, кромѣ объема (величины)' 4 ' черное въ нѣкоторомъ отношеніи схоже съ бѣлымъ. Но нельзя
Протагоръ. Очевидно, это суть части въ первом® смыта* назвать тѣ предметы схожими, которые имѣютъ между собок»
(слѣдовательно отличным одна отъ другой и отъ ц лаго) только нѣчто сходное, какъ и нельзя назвать предметы несхо-
ѣ
Сократъ. Такъ ли это понимать слѣ дуетъ, что одни' люди жими, когда они въ чемъ-либо несходны, какъ бы мало ни
обладают® одною частью добродѣтели, а дру і е д р у Г о и было сходство.
б
же такъ, что если кто лріобрѣтетъ одну часть, то у д е Г блі Сократъ. Такъ, по твоему, праведность и благочестіе нахо-
дать и всѣми прочими частями (всею доброд телыо)' дятся между собою въ такомъ отношеніи, что между ними
ѣ
Протагоръ. Посл днее я отрицаю, потому что многіе люди мало сходства?
ѣ
мужественны, но неправедны; другіе ііраведны, но немудры Протагоръ. Не совсѣмъ такъ, но и не такъ, какъ ты,
Сократъ Итакъ еще и мудрость, н мужество суть также кажется, думаешь.
части доброд*тели? 4 ж е
Сократъ. Такъ какъ дальнѣйшее разъясненіе этого пред-